Индивидуальные задания: а) провести наблюдение над языковыми средствами: выписать эпитеты обрисовки праздника на балу у губернаторского предводителя; б) выписать эпитеты во второй части рассказа (сцена наказания солдата). в) по литературоведческому словарю дать понятие о контрасте (противопоставление). Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным художественным приемом, способом оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.
Иван Васильевич - доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженными глазами, нежными чувствами). Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив в мазурке звучит почти беспрерывно. Поведение и внешность полковника на балу и после бала. Ключевые слова - эпитеты: Варенька - в белом платье в белых перчатках, в белых башмачках. У неё смеющееся, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза. Отец Вареньки - красивый статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами.
в весеннем мокром тумане; ломовые с дровами на санях; лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами; кузнец в засаленном полушубке; что-то чёрное, пёстрое, мокрое, красное, чёрные люди; солдаты в чёрных мундирах, неприятная, визгливая мелодия, перед поражённым наблюдателем, странная картина наказания Содержание второй части рассказа Ключевые слова - синонимы:
ПолковникНаказываемый Высокий военный в шинели и фуражке Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное. Шёл твердой, подражающей походкой Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд - и тогда унтер-офицеры... тянули его назад. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчащийся человек.
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение обоих героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяют писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности. Выводы
Домашнее задание. 1.Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведёт на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата? 2.Работая над рассказом Л.Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте вникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменение названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем? 3. Прочитать материалы учебника - хрестоматии «Жизненные источники рассказа «После бала», «Композиция художественного произведения»
1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? а) последовательность излагаемых событий б) цикличность излагаемых событий в) антитеза г) ретроспектива 2.Каков тип композиции рассказа а) рассказ в рассказе б) повествование от первого лица в) последовательное авторское изложение событий 3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? а) отчуждение б) возмущение в) восторг г) пренебрежение 4.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа? а) важность судьбы героя после бала б) особое значение сцены расправы с солдатом в) важность утра, следующего за балом Т е с т
5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)? а) антитеза б) подбор эпитетов в) прямая авторская оценка г) цветопись д) звукопись е) описание одного героя ж) внутренний монолог 6.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? а) автор показывает двуличие героя б) на балу надел «маску» добропорядочности в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности г) искренне верит в необходимость жестокой расправы 7.Определите основную идею рассказа. а) судьба человека зависит от случая б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость в) идея личной ответственности человека г) осуждение деспотизма
8.С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери? а) замшевая перчатка б) белые усы и бакенбарды в) блестящие глаза и радостная улыбка г) «домодельные» сапоги 9.Что можно сказать о жизненной позиции главного героя? а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием» б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека» 10. Отметить импонирующее вам утверждение: а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Сочинение. план сочинения: Утро, изменившее жизнь. Тезисный план сочинения: 1.Жизненные источники рассказа «После бала». Рассказ об одном утре, изменившем жизнь человека, вынашивался Толстым полвека. Подобная история произошла с братом Л.Н. Толстого, Сергеем Николаевичем. Как художественно преобразован реальный случай? 2.Герой рассказа. Воспоминания пожилого человека - подчеркивается значение, которое имела эта история в его жизни. Искренность и правдивость рассказов «всеми уважаемого» Ивана Васильевича, его большой жизненный опыт - доверие к герою у читателя. Ретроспектива: молодой, красивый, богатый человек с блестящим будущим, влюбленный и любимый. 3.Композиция и её роль. Контрастное изображение двух эпизодов: бала и наказания солдата. Противопоставление этих эпизодов и органическая связь между ними - развитие единой художественно идеи. Каждый эпизод высвечивает, выделяет другой – обнажается внешне благополучная, нарядная действительность.
4. Утро как крушение любви и самой жизни. Описание утра занимает примерно четверть объема рассказа - концентрация ужасов реальности. Несоответствие традиции - обычно утро символизирует начало, здесь - конец. 5.Связки между частями: туман, который постепенно рассеивается и показывает все в настоящем свете; «их дом», то есть дом полковника, недалеко от которого герой видит страшную картину; замшевая перчатка полковника, его белые усы и бакенбарды; во второй эпизод из первого еще внедряется мотив мазурки. 6. Цвета и звуки. «Что-то большое, черное», «много черных людей», «черные мундиры», «что-то... пестрое... красное»; «звуки флейты и барабана», «другая, жесткая, нехорошая музыка», «неприятная, визгливая мелодия», свист палок и их шлепки по спине солдата. Контраст этих цветов и звуков с бело-розовыми, блестящими красками и танцевальными мелодиями бала.
7. Синтаксические средства. Повторы: в первом эпизоде «вальсировал ещё и ещё», «всё тот же мотив мазурки», «в сотый раз прошли вдоль залы»; во втором эпизоде: «всё так же... падали удары...», «всё так же били барабаны и свистела флейта», «всё так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника». Не «полковник», а «фигура» - функция. Обилие неопределенных местоимений: «какая-то другая... музыка», «что-то страшное», «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Повторение прямой речи: «Братцы, помилосердуйте»; «Будешь мазать? Будешь?» 8. Чувства героя. «Физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, вот-вот вырвет всем тем ужасом...». Растерянность, неуверенность в себе как следствие увиденного. 9. Последствия страшного утра. Несостоявшаяся карьера: «нигде не служил и никуда... не годился». Угасшая любовь. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра» - сам герой тесно связывает волшебную ночь и страшное утро. 10. «Все дело в случае»? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.