доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича
Учебные вопросы: 1. Воспитание в образовательном процессе. 2. Технология воспитания. 3. Особенности семейного воспитания.
Воспитание в образовательном процессе.
Воспитание – процесс педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемого с целью формирования у последнего необходимой системы личностных свойств и качеств. Воспитание – процесс педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемого с целью формирования у последнего необходимой системы личностных свойств и качеств. Содержание воспитания: Содержание воспитания: умственное, трудовое, физическое; умственное, трудовое, физическое; патриотическое, нравственное, правовое; патриотическое, нравственное, правовое; прагматическое, гражданское, ценностное; прагматическое, гражданское, ценностное; семейное, школьное, конфессиональное и др. семейное, школьное, конфессиональное и др. Социализация личности – усвоение человеком ценностей, норм, установок и образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация личности – усвоение человеком ценностей, норм, установок и образцов поведения, присущих данному обществу.
ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Воспитатель – лицо, принявшее на себя ответственность за условия жизни и личностное развитие другого человека и осуществляющее в связи с этим соответствующее педагогическое взаимодействие. Основные функции воспитателя: Основные функции воспитателя: обеспечение онтогенеза воспитуемого; обеспечение онтогенеза воспитуемого; подготовка к самостоятельной жизни; подготовка к самостоятельной жизни; формирование готовности к личностному самоопределению. формирование готовности к личностному самоопределению.
ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
комплекс социально-педагогических явлений, обеспечивающих целостное функционирование воспитательной системы. комплекс социально-педагогических явлений, обеспечивающих целостное функционирование воспитательной системы. Воспитательные системы: Воспитательные системы: авторитарные; авторитарные; гуманистические. гуманистические. Подсистемы воспитания: Подсистемы воспитания: семейного, общего и профессионального: семейного, общего и профессионального: микрорайона, города, региона, общества, государства. микрорайона, города, региона, общества, государства.
процесс, происходящий между воспитателем и воспитуемым в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на личностное развитие человека. процесс, происходящий между воспитателем и воспитуемым в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на личностное развитие человека.
учет закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. учет закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Группы воспитательных задач: Группы воспитательных задач: естественно-культурные; естественно-культурные; социально-культурные; социально-культурные; социально-психологические. социально-психологические.
Самоопределение личности – осознанный выбор человеком своего места в системе социальных, общественных и производственных отношений. Самоопределение личности – осознанный выбор человеком своего места в системе социальных, общественных и производственных отношений. Самоосознание личности – осознание человеком своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Самоосознание личности – осознание человеком своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Самооценка личности – эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка личности – эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков.
осознанная целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных свойств и качеств. осознанная целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных свойств и качеств.
Технология воспитания
ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ПЕДАГОГИКЕ Виды технологий: Виды технологий: промышленные; промышленные; социальные. социальные. Педагогическая технология – упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования, осуществления и контроля учебного процесса. Педагогическая технология – упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования, осуществления и контроля учебного процесса.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Алгоритмы технологии: Алгоритмы технологии: функционирования; функционирования; управления. управления.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ТЕХНОЛОГИИ организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной технологии. организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной технологии. Компоненты процесса: Компоненты процесса: целевой; целевой; содержательный; содержательный; операционно-деятельностный; операционно-деятельностный; оценочно-результативный. оценочно-результативный.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Цель воспитания – заранее определяемое мысленное представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания – заранее определяемое мысленное представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и состоянии личности, которые предполагается сформировать. Иерархия целей: Иерархия целей: высшие цели; высшие цели; цели-стандарты; цели-стандарты; цели воспитания людей определенного возраста. цели воспитания людей определенного возраста.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ построение предметной или знаковой модели воспитательной технологии для теоретического изучения взаимодействия ее компонентов. построение предметной или знаковой модели воспитательной технологии для теоретического изучения взаимодействия ее компонентов. Компоненты: Компоненты: субъект-объектный;субъект-объектный; целевой;целевой; содержательный;содержательный; деятельностный;деятельностный; результативный.результативный.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ совокупность педагогических элементов взаимодействия субъектов и объектов воспитания. совокупность педагогических элементов взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Элементы: Элементы: формы;формы; методы;методы; приемы;приемы; средства.средства.
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ Воспитанность – уровень сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. Воспитанность – уровень сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. Группы методов диагностики: Группы методов диагностики: 1.Всеобщий метод; 2.Общие (традиционные); 3.Специальные (частные).
Особенности семейного воспитания
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания условий для гармоничного развития личности ребенка. процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания условий для гармоничного развития личности ребенка. Содержание (направления): Содержание (направления): морально-нравственное;морально-нравственное; интеллектуальное;интеллектуальное; эстетическое;эстетическое; физическое;физическое; трудовое.трудовое.
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Изучить самостоятельно
КОНФЛИКТЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Конфликт – ситуация неразрешенного противоречия, в которой стороны испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить проблему односторонне. Конфликт – ситуация неразрешенного противоречия, в которой стороны испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить проблему односторонне. Причины: Причины: педагогическая наследственность родителей; педагогическая наследственность родителей; сложные социальные условия; сложные социальные условия; широкий спектр разнонаправленных факторов; широкий спектр разнонаправленных факторов; недостаточный уровень педагогической культуры. недостаточный уровень педагогической культуры.
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ система приемов и характер взаимодействия субъектов и объектов семейного воспитания. система приемов и характер взаимодействия субъектов и объектов семейного воспитания. Стили: Стили: авторитарный; авторитарный; демократический; демократический; либеральный. либеральный.
ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ Шалость Шалость Озорство Озорство Каприз Каприз Непослушание Непослушание Проступок Проступок Упрямство Упрямство Детский негативизм. Детский негативизм.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Изучить самостоятельно
Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 12. – СПб.: Питер, с. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Глава 12. – СПб.: Питер, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Главы [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Главы [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Психология и педагогика. Главы [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Калюжный А.С. Психология и педагогика. Главы [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: