Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Паклина Наталья Сергеевна, главный специалист отдела по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерства образования и науки Красноярского края
«… Мало обучить и накормить детей – их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе …» (Из послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года Москва, Кремль)
35 краевых детских домов 2 негосударственных (2169 воспитанников) 35 краевых детских домов 2 негосударственных (2169 воспитанников) 10% Состоят на учете в КДН и ОВД 14% Склонны к самовольным уходам 42% Обучаются по программам коррекцион ного образования 2% Стоят на учете у нарколога 30% Состоят на учете у психиатра Система краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений 37 краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждений детей 1 учреждение для детей с задержкой психического развития 106 детей 31 учреждение для детей с нарушением интеллекта ребенка 3 учреждения для детей с нарушениями слуха 354 ребенка 2 учреждения для детей с нарушениями зрения 177 детей
Распределение выпускников детских домов ГодыКоличество10 классСПОНПОТрудоустр ойство АрмияВУЗ ИТОГО: (7,7%) 241 (14,6%) 1201 (72,8%) 22 (1,3%) 6 (0,3%) 52 (1,5%) Итого в профессиональных учреждениях за годы: 1494 человек
Дальнейшее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования ГодыВыпускникиПродолжили обучение в учреждениях профессионального образования Всего Из них по программе VIII вида ВсегоНПОСПОВПО (90%)448 (68 %) (92%)482 (68 %) (93%) 390 (63 %)
Цель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Создание условий для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жилыми помещениями, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве
2. Невозможность сопровождения выпускников в профессиональных образовательных учреждениях законными представителями 3. Не все нуждающиеся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями 191 специалист органов опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Проблемы в постинтернатном сопровождении 1.Отсутствие регламента межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению детей-сирот
4. ОТЧИСЛЕНИЕ из учреждений профессионального образования 16% (от всех поступивших за годы) Проблемы в постинтернатном сопровождении Причины отчисления: трудоустройство: 76 человек пропуски занятий: 61 человек создание семьи и рождение ребенка: 59 человек направление в места лишения свободы: 17 человек призыв в армию: 21 человека другое: 7 человек
Проблемы в постинтернатном сопровождении 5. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Причины: получение специального профессионального образования по ограниченному перечню специальностей наличие у подростков ограничений вследствие нарушений их психофизического развития
Принятые меры для решения проблем Реализуется программа министерства образования и науки Красноярского края «Постинтернатное сопровождение выпускников краевых государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на годы Увеличено единовременное пособие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам детских домов и учреждений профессионального образования и после прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
Принятые меры для решения проблем Увеличен объем денежных средств из краевого бюджета для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Год Количество человек, обеспеченных жильем Средства, тыс. рублей , , , ,8
Принятые меры для решения проблем В 6 детских домах (Есауловский, Ирбейский, Партизанский, Тесинский, Ермаковский, Шушенский) открыты Центры социально- трудовой адаптации и профессиональной ориентации
Принятые меры для решения проблем Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся на территории края (25 955,0 руб.)
Принятые меры для решения проблем В специальных (коррекционных) учреждениях: открытие классов углубленной трудовой подготовки; пересмотр профилей трудового обучения (расширение, изменение); ведение катамнеза в течение 3 лет после окончания образовательного учреждения; проведение ежегодного краевого конкурса профессионального мастерства для обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида «Лучший по профессии»
Создание эффективной комплексной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Повышение качества подготовки воспитанников детских домов к выбору профессии, адаптации в учреждениях профессионального образования: оснащение 6 Центров социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации, созданных на базе детских домов, оборудованием, материалами, учебными пособиями; подготовка специалистов детских домов, обладающих необходимыми ключевыми компетенциями, для качественного сопровождения процесса профессионального самоопределения выпускников детских домов; создание в учреждениях профессионального образования комфортных условий для проживания детей, оставшихся без попечения родителей, введение в штатные расписания учреждений ставок специалистов для работы с данной категорией детей
Создание эффективной комплексной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Изменение профилей трудового обучения учащихся из числа детей-сирот, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, для трудоустройства по профессиям, востребованным на рынке труда: оборудование мастерских специальных (коррекционных) учреждений; организация и проведение разработческого семинара для специалистов специальных (коррекционных) учреждений с целью разработки индивидуальных программ сопровождения детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья; разработка и тиражирование буклетов для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и для работодателя; проведение конкурса муниципальных программ по переоснащению кабинетов трудового обучения в общеобразовательных учреждениях с целью предоставления субсидий муниципальным образованиям на создание условий по трудовому обучению детей-сирот, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, для трудоустройства по профессиям, востребованным на рынке труда.
Создание эффективной комплексной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Поддержка детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации после выпуска из образовательного учреждения: оборудование социальных комнат на базах детских домов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов; обеспечение временным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, до момента предоставления постоянного жилого помещения
Создание эффективной комплексной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Предложение в резолюцию педагогического совета: Разработать регламент межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Спасибо за внимание!