Методическая разработка Пособие, раскрывающее формы, средство, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания, применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.Пособие, раскрывающее формы, средство, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания, применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. (Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: "МИРОС", 1995).Издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. (Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: "МИРОС", 1995).
Виды методических разработок Разработка конкретного урока.Разработка конкретного урока. Разработка серии уроков.Разработка серии уроков. Разработка темы программы.Разработка темы программы. Разработка авторской методики преподавания предмета.Разработка авторской методики преподавания предмета. Разработка общей методики преподавания предметов.Разработка общей методики преподавания предметов. Разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания.Разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания. Разработки, связанные с изменением материально- технических условий преподавания предмета.Разработки, связанные с изменением материально- технических условий преподавания предмета.
Предварительная работа Определите тему разработки.Определите тему разработки. Определите цель методической разработки.Определите цель методической разработки. Изучите литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.Изучите литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме. Составьте план и определите структуру методической разработки.Составьте план и определите структуру методической разработки. Определите направления предстоящей работы.Определите направления предстоящей работы.
Требования, предъявляемые к методической разработке Содержание должно соответствовать теме и цели.Содержание должно соответствовать теме и цели. Содержание должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.Содержание должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. Разработки должны носить авторский характер.Разработки должны носить авторский характер.
Требования, предъявляемые к методической разработке Материал должен быть систематизирован, изложен просто и четко.Материал должен быть систематизирован, изложен просто и четко. Язык методической разработки должен быть грамотным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.Язык методической разработки должен быть грамотным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к методической разработке Методическая разработка должна ориентировать организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения.Методическая разработка должна ориентировать организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения. Должна раскрывать вопрос «Как учить».Должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе.
Структура методической разработки Аннотация.Аннотация.Аннотация. Содержание.Содержание. Введение. Основная часть Основная часть Заключение. Список использованных источников.Список использованных источников. Приложения.Приложения.Приложения.
Аннотация В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Введение Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Основная часть методической разработки темы программы Характеристика темы.Характеристика темы.Характеристика темы.Характеристика темы. Планирование изучения темы.Планирование изучения темы.Планирование изучения темы.Планирование изучения темы. Рекомендации по организации и методике изучения темы.Рекомендации по организации и методике изучения темы.
Характеристика темы образовательные цели и задачи темы;образовательные цели и задачи темы; планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение; знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать; место и роль темы в курсе;место и роль темы в курсе; связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи; дидактический анализ содержания материала;дидактический анализ содержания материала; выделение уровня изучения и усвоения учебного материала;выделение уровня изучения и усвоения учебного материала; сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
Планирование изучения темы При планировании учебной темы необходимо Продумать методику преподавания темы.Продумать методику преподавания темы. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
Заключение В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые были поставлены педагогом, когда он приступал к составлению методической разработки.В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые были поставлены педагогом, когда он приступал к составлению методической разработки.
Основная часть методической разработки урока Методическое обоснование темы.Методическое обоснование темы. Методические рекомендации по проведению урока.Методические рекомендации по проведению урока. План урока (с технологической картой).План урока (с технологической картой). Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). Список литературы (источников) для учащихся.Список литературы (источников) для учащихся. Список литературы для педагогов.Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока Тема программы.Тема программы. Тема урока.Тема урока. Тип урока.Тип урока.ТипурокаТипурока Вид урока.Вид урока.Вид урокаВид урока Цель методическая.Цель методическая.Цель методическаяЦель методическая Цели образования (обучения, воспитания, развития).Цели образования (обучения, воспитания, развития).Цели образования Цели образования Материально-техническое обеспечение урока.Материально-техническое обеспечение урока. Межпредметные и внутрипредметные связи.Межпредметные и внутрипредметные связи.
Рекомендуемая технологическая карта урока Дидактическая структура урока.Дидактическая структура урока.Дидактическая структура урокаДидактическая структура урока Методическая подструктура урока: методы обучения, форма деятельности, методические приемы и их содержание, средства обучения, способы организации деятельности.Методическая подструктура урока: методы обучения, форма деятельности, методические приемы и их содержание, средства обучения, способы организации деятельности.методыформа способы организацииметодыформа способы организации Признаки решения дидактических задач.Признаки решения дидактических задач.
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М. И.) Урок изучения нового учебного материала.Урок изучения нового учебного материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок обобщения и систематизации знаний.Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля знаний, умений и навыков.Урок контроля знаний, умений и навыков. Комбинированный.Комбинированный.
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) Урок по первоначальному формированию умений и навыков.Урок по первоначальному формированию умений и навыков. Урок совершенствования умений и навыков.Урок совершенствования умений и навыков. Урок по выполнению комплексных заданий (работ).Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока Лекция.Лекция. Беседа.Беседа. Самостоятельная работа.Самостоятельная работа. Практическая работа.Практическая работа. Лабораторная работа.Лабораторная работа. Конференция.Конференция. Семинар.Семинар. Контрольная работа.Контрольная работа. Зачет.Зачет. Деловая игра.Деловая игра. Экскурсия.Экскурсия. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока Включает в себя следующие дидактические задачи: Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний. Формирование новых понятий и способов действий.Формирование новых понятий и способов действий. Применение понятий и способов действий.Применение понятий и способов действий.
Дидактические методы (по Лернеру И. Я.) 1. Информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности Зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л. Л.) 1. Фронтальный. 2. Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный.
Методическая цель Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д.Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Цели образования Подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков),цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), цели воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности),цели воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности), цели развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).цели развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).
Общие требования к оформлению методической разработки Методические разработки предоставляются на бумажном носителе с приложением электронного варианта на CD-диске.Методические разработки предоставляются на бумажном носителе с приложением электронного варианта на CD-диске. Сопроводительный лист к работе должен содержать точную информацию об авторе: фамилия, имя, отчество (полностью); место работы (наименование образовательного учреждения с указанием территории); должность; квалификационная категория; сведения о наличии ученой степени, звания; контактные телефоны.Сопроводительный лист к работе должен содержать точную информацию об авторе: фамилия, имя, отчество (полностью); место работы (наименование образовательного учреждения с указанием территории); должность; квалификационная категория; сведения о наличии ученой степени, звания; контактные телефоны.
Общие требования к оформлению методической разработки Требования к тексту методической разработки: формат А4, ориентация – книжная, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал между строками одинарный, поля слева – 2,5 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см, выравнивание – по ширине страницы без переносов.Требования к тексту методической разработки: формат А4, ориентация – книжная, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал между строками одинарный, поля слева – 2,5 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см, выравнивание – по ширине страницы без переносов. Методическая разработка может иметь приложения, в том числе – в электронном виде.Методическая разработка может иметь приложения, в том числе – в электронном виде.
Общие требования к оформлению методической разработки Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников должен содержать названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.Список использованных источников должен содержать названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Количество и объем разделов не лимитируется.Количество и объем разделов не лимитируется.