КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко: (в узком понимании) изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.; (в широком значении) комплексный контроль включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.
Система контроля биологических знаний выполняет основные функции: обучающую, контролирующую, диагностирующую, развивающую, воспитывающую. В современных условиях обучающее назначение контроля доминирует над всеми перечисленными. Значительную роль играют и технологические функции контроля как процесса: управляющая, повторительная, закрепляющая, обобщающая. В методике обучения биологии утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый
Предварительный (ориентировочный, диагностический ) Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом Текущий (исполнительный, пооперационный следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Тематический (периодический, рубежный) Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охватывает значительные по объему разделы курса. Проводится в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Итоговый Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем. Проводится в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы
Методы контроля знаний учащихся по биологии Использование бинарного подхода к взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М. И. Махмутов) Информационно-сообщающий и исполнительский; объяснительно- иллюстративный и репродуктивный; инструктивно-практический и продуктивно- практический; информационно- побуждающий и частично-поисковый; побуждающий и поисковый (исследовательский) Источник знаний, характер деятельности учителя и учащихся, перцепция (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков, Н.А.Рыков, И.Д. Зверев) Словесные, наглядные, практические, моторные Логические операции с понятиями Определение, анализ, синтез, сравнение, ограничение, кон кретизация, классификация, детерминизм, доказательство, обобщение
Уровни учебно-познавательной деятельности и творческой активности мышления учащихся (Ю.К.Бабанский, Б.Е.Райков, Е.П.Бруновт, Д.К.Богданова) Репродуктивные, проблемно- поисковые (продуктивные), твор ческие (исследовательские) Степень самостоятельности выполнения задания и этапы усвоения знаний (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Объяснительно - иллюстративные, инструктивно - репродуктивные, проблемного изложения, частично - поисковые (исследовательские) Специфика усвоения биологических понятий (А.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров, М. А. Жиделев) Воспроизведение знаний в способах деятельности, описа ние объекта (процесса), определение объекта, наблюдение, иллюстративный показ, лабораторно- практическая работа, упражнение, моделирование, эксперимент Организация управления процессом контроля знаний Исполнительские, самоконтролирующие, оценочные
Формы контроля знаний учащихся по биологии По периодичности проведения (Е.В.Сенина) Эпизодический, периодический, систематический По количественному составу учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф. Шалаев, Г.И.Щукина) Индивидуальный (персональный), групповой, фронтальный, классно- обобщающий По особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителем (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев) Письменный, устный, cамоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя само стоятельная работа, практическая работа, экзамен, реферат По технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО Графический, программированный, автоматический, дифференцированная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный
По интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О.Нога) Зачет, уплотненный опрос, комбинированный По уровню познавательной самостоятельности учащихся Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа
Тетрадь зеркало учебной работы ученика и учителя. Она дает представление об уровне знаний и навыков учащихся. Контроль за ведением тетрадей проводится по следующим параметрам: система проверки всех письменных работ; система работы над ошибками; правильность применения норм оценки знаний; соблюдение единого орфографического режима; внешний вид тетрадей; каллиграфия и работа над почерком. Система контроля тетрадей включает: просмотр на каждом уроке трех тетрадей; один раз в четверть взаимопроверка тетрадей; один раз в четверть - проверка всех тетрадей учителем.