Химические свойства насыщенных одноатомных спиртов Цели урока: Рассмотреть химические свойства насыщенных одноатомных спиртов. Развивать умения составлять и анализировать уравнения химических реакций спиртов: Со щелочными металлами Органическими и минеральными кислотами Галогеноводородами Внутримолекулярной дегидратации Окисление полное и частичное Тема урока:
Укажите,формулы каких классов веществ приведены в следующем перечне 2 2
Дать название следующим соединениям
Этиловый спирт ЭтиленгликольГлицерин ЭтанолЭтандиол-1,2Пропантриол-1,2,3 Одноатомный не токсичен Двухатомный токсичен Трехатомный не токсичен Алкогольный запах Без запахаСладковат на вкус C n H 2n+1ОН C n H 2n (OH) 2 C n H 2n-1 (OH) 3
1 группа Взаимодействие спиртов с металлами 2 группа Взаимодействие с карбоновыми и минеральными кислотами 3 группа Взаимодействие с галогеноводородами, внутримолекулярная дегидратация 4 группа Частичное и полное окисление
План работы группы Записать общую схему уравнения Записать общую схему уравнения Записать примерЗаписать пример Дать название полученным веществамДать название полученным веществам
Химические свойства спиртов 1)Взаимодействие со щелочными металлами (замещение атома водорода в гидроксиле металлом) Этанолят натрия Этилат натрия 2
Химические свойства спиртов 2) Взаимодействие с карбоновыми и минеральными кислотами Этиловый эфир уксусной кислоты Этилгидросульфат Замещение атома водорода в гидроксиле ацильной группой
Химические свойства спиртов 3) Взаимодействие с галогеноводородами 4) Внутримолекулярная дегидратация C 2 H 5 OH + HBr C 2 H 5 Br + H 2 O бромэтан Замещение гидроксила на галоген этилен Отщепление воды
Химические свойства спиртов 5) Окисление полное Окисление частичное C 2 H 5 OH +3O 2 2CO 2 + 3H 2 O+Q CH 3 -CH 2 0H + CuO + Cu + H 2 O t Уксусный альдегид
Применение алкоголятов, сложных эфиров, алкенов, альдегидов Алкоголята применяются в процессах синтеза сложноокисных материалов современной техники; получают уголь, который используется в качестве адсорбента Сложные эфиры используются как растворители целлюлозных лаков, в пищевой промышленности при создании фруктовой эссенции, в парфюмерии, в фармацевтической промышленности Альдегиды используют для синтеза лекарственных средств, как дезинфицирующее средство, в производстве уксусной кислоты в качестве консерванта биологических препаратов Алкены применяются в производстве пластмасс, пленок, каучуков и др. органических веществ, используется для получения полиэтилена, тефлона, этилового спирта, применяется как средство для ускоренного созревания фруктов
Лабораторный опыт Тема «окисление этанола оксидом меди (II)»
Правила безопасного поведения запрещается пробовать реактивы на вкус и использовать химическую посуду для питья воды если вы случайно разлили (рассыпали) реактивы, немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту прежде чем приступить к выполнению опыта, внимательно ознакомьтесь с инструкцией и далее строго следуйте ее указаниям необходимо соблюдать правила работы нагревательными приборами после окончания выполнения химического эксперимента, рабочее место должно быть приведено в соответствующий порядок
2. И.П. – сидя, руки на поясе 1 – поворот головы направо 2 – И.П. 3 – поворот головы налево 4 – И.П. Повторить 4 раза Физкультурная минутка 1.Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить вперед 3-4 – голову наклонить, плечи не поднимать. Повторить 4 раза
б) C 2 H 5 OH Сложный эфир C 2 H 5 ONa Осуществить превращения по схеме: а) C 2 H 5 OH C 2 H 4 C 2 H 5 Cl
Спирты Одноатомные Многоатомные Двухатомные Трехатомные
ЭТАНДИОЛ-1,2 ПРОПАНТРИОЛ-1,2,3
Вторичный спирт
С n H 2n+1 OH Общая формула насыщенных одноатомных спиртов
3R-OH + 2Na 3R-ONa + H 2
Этиловый эфир уксусной кислоты
Для насыщенных одноатомных спиртов характерна изомерия углеродной цепи и положения гидроксильной группы.
Высшие спирты (более С 10 ) имеют алкогольный запах
Рассчитайте химическое количество Na, который необходим для реакции с этанолом массой 92 грамм.
Рефлексия Что заинтересовало Вас сегодня на уроке? Как Вы усвоили пройденный материал? Какие были трудности? Удалось ли и х преодолеть? Пригодятся ли Вам знания полученные сегодня на уроке?