Структура рабочей программы
Рабочая программа – нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.
Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются: закон «Об образовании»; федеральный государственный образовательный стандарт; примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Функции программы определяют следующие требования к ней: 1. Наличие признаков нормативного документа. 2. Учет основных положений образовательной программы школы. 3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. 4. Системность и целостность содержания образования. 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ. 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Структура рабочей программы Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: 1) титульный лист; 2) пояснительная записка; 3) содержание учебного предмета, курса; 4) тематический план; 5) требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса); 6) критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся; 7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) список литературы (основной и дополнительной); 9) учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Разделы: содержание тем учебного курса, тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, формы контроля знаний представлены не отдельными структурными элементами, а включены в Пояснительную записку.
Титульный лист содержит – наименование общеобразовательного учреждения; – грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; – фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы; – название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа; – указание класса, параллели, на которой изучается программа; – год составления программы.
В пояснительной записке к программе должны быть отражены: – место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования; – цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся; – краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года; – личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования; – сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной; – особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный); – УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ); – предпочтительные формы контроля; – педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
В тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Учебно-тематическое планирование является обязательным приложением к рабочей программе. Данный раздел конкретизирует «Основное содержание»: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабораторные и контрольные работы.
Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы: Наименование раздела программы и количество часов на раздел. – номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана. Темы отдельных уроков, расположенные в последствии и в соответствии с логикой изучения учебного материала. Тип урока. Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности. Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием.
Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д.
Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Домашнее задание в письменной или цифровой форме (__, стр.___). По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем. Дата проведения. При составлении учебно- тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно- методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную.
Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания
Учебно-методическое обеспечение Оборудование и приборы, методические и дидактические материалы, включая ЦОРы и ЭОРы и др.
Творческих успехов