Периодизаци я развития личности Тип урока: урок лабораторного типа
Цель урока Познакомиться с различными взглядами на периодизацию развития личности
Понятийный диктант 1.Индивид 2.Индивидуальность 3.Личность 4.Ид 5.Эго 6.Супер-эго 7.Мировоззрение 8.Интересы 9.Идеал 10.Потребности
Домашняя работа 4 вопрос. Из каких элементов состоит структура личности?
Работа с источником 2 вопрос. Чем различаются изучение человека в естественных и социальных науках? Ответ: Естественные науки изучают человека как биологический организм, его внешнее строение, систему органов, механизмы взаимодействия. Гуманитарные науки изучают человека с точки зрения внутреннего содержания, его характер, темперамент, мотивы, мировоззрения.
Корзина «Идей» Что такое возраст? Какие виды деятельности играют решающий роль в каждый период жизни человека? В чем состоят особенности подросткового возраста?
Возраст определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику. С его точки зрения, хронологический возраст и психологический возраст два разных, несовпадающих понятия. Л. С. Выготский ( гг.) Возраст продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени Психологическое время – это субъективное отражение времени в масштабе значимых событий в жизни человека.
Психологическое время включает в себя : ситуативное время (отражает восприятие и переживание временных интервалов); биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и незначимые события); историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти); социальное время (связано с усвоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Критерием периодизации психического развития предложенное А.Н. Леонтьевым является не любая, а ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно- исторических условий развития личности. ведущая деятельность
1 модель периодизации развития личности Работая с п. 1 на странице § 29, заполните таблицу и охарактеризуйте основные этапы развития личности, разработанные в 70-гг. ХХ века ПериодыСущность
Проверка правильности заполнения ПериодыСущность Ребенок - общественный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: непосредственно-эмоциональное общение младенца (0-1 год); ролевая игра (3-7 лет); интимно-личностное общение подростков (11-14 лет) Ребенок – общественный предмет Эти виды деятельности направлены на усвоение обще ственно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: предметно - манипулятивная деятельность (1-3 года); учебная деятельность (7-10 лет): учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)
Ведущие виды деятельности в последовательности в разные периода развития личности от рождения до взрослости 1. Непоср едствен но- эмоцио нальное общени е младен ца (0-1 год) I группа 2. предме тно - манипу лятивна я деятель ность (1-3 года) II группа 3. ролевая игра (3-7 лет); I группа 4. учебная деятель ность (7- 10лет) II группа 5. интимн о- личност ное общени е подрост ков (11- 14лет) I группа 6. учебно- професс иональн ая деятель ность (14- 17лет) II группа
Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью: Источником развития человека выступает противоречие между: -потребностью быть личностью, утвердить себя; - активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил. 2 модель Человек проходит три фазы своего становления как личность. Адаптации - предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Индивидуализации - порождается противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии. Интеграции - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальных особенностей человека, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.
Работа с понятиями: 1.ПериодизацияПериодизация 2.ИнтеграцияИнтеграция 3.АдаптацияАдаптация 4.ИндивидуализацияИндивидуализация 5. Ведущая деятельность Ведущая деятельность 6.Психологическое времяПсихологическое время
Подумайте: Существует мнение, что детство явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
Тест 1 Что общего у таких видов человеческой деятельности, как игра и общение: 1)Требует соблюдение определенных правил 2)Предполагают обязательное наличие партнеров 3)Могут носить индивидуальный характер 4)Предполагают использование имитации
Тест 2 Социализация человека начинается: 1)В детском возрасте 2)После получения образования 3)В результате начала трудовой деятельности 4)После достижения зрелого возраста
Тест 3 Ниже приведен ряд понятий из которых одно является для всех обобщающим, укажите это слово: 1.Учеба 2. Труд 3.Деятельность 4.Общение 5.Игра
Ответы: Деятельность
Домашнее задание: Прочитайте п. 29, страницы базовый уровень: ответьте на вопросы 1-2, повышенный уровень: выполните задание 1. Творческая работа: Написать сообщение на тему: 1.Вундеркинды(это дети значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности) 2.Возрастные кризисы
Источники: n_10_Ucheb/8.html n_10_Ucheb/8.html