Камаль Эль Зант
Бдительностьи в отношении собственного Я
Первый враг Умный человек не должен игнорировать своих врагов. И очень страшно, когда враг находится близко, и в постоянном контакте человек не то что не замечает его, а даже принимает его за друга. Все это подходит по отношению к собственному Я – «нафс». Один ученый говорит: «Я не видел более плохого предателя, чем нафс. Но что удивительно, многие спокойно относятся к этому предателю». Когда в Коране или изречениях Пророка, да благословит его и приветствует Аллах, встречается слово «нафс», речь идет о собственном «Я», о страсти и похоти человека.
Всевышний Аллах, когда говорил о трех, причем великих грехах упомянул только нафс. Убийство: (30).Душа (нафс) подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. (5:30) Прелюбодеяние: (53).Я не оправдываю себя, ведь душа человека (нафс) повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный». (12:53) Многобожье: (96).н сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Джибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это». (20: 96)
Хитрые приемы в первую очередь, мы должны обратить внимание на себя, на свои похоти и страсти, и заниматься самовоспитанием, а не обвинять во всем шайтана. Так как это может быть отвлекающим приемом со стороны нашего врага – собственного Я. Один ученый, доказывая, что не только шайтан побуждает ко злу, но и нафс участвует в этом, говорил, что в Рамадан шайтаны бывают в цепях. (Хотя есть объяснения, что окажется в цепях только главный шайтан – Иблис).
Другой отвлекающий нас прием от собственного Я – это когда мы обращаем больше внимания на ошибки других. Как один сказал, мы готовы заметить соломку в глазах других, а дубину в своих собственных глазах не чувствуем. «О те, которые уверовали своим языком, и не дошла вера до их сердец, не говорите за спиной мусульман и не следите за их грехами. Поистине, тот, который следит за грехами мусульман, Аллах будет следить за его грехами, а если Он будет следить за грехами кого-то, то Он их раскроет, даже если он будет совершать их у себя дома».
«Держи свой язык и пусть будет достаточен для тебя твой дом (т.е. когда будут в обществе много грехов, постарайся быть дома, тем более, если эти грехи влияют на тебя), плачь из-за своего собственного греха ( т.е. выявляй свои грехи, а не грехи других, и кайся за них)
Самовоспитание Всевышний Аллах хвалил в Коране тех, которые занимаются самовоспитанием. (7).Клянусь душой (нафс) и Тем, Кто придал ей соразмерный облик. (8).и внушил ей порочность и богобоязненность! (9). Преуспел тот, кто очистил ее, (10). и понес урон тот, кто опорочил ее. (91:7-10) Всевышний Аллах в этих аятах подчеркивает, что он создал человека, и что у последнего две способности, и ему решать, какую из них в себе развивать: богобоязненность или порочность. И конечно, понес убыток тот, кто погубил себя плохими качествами, кто дал своему нафсу распуститься.
Когда Аллах клянется чем-то, то только для того, чтобы показать значимость того, чем Он клялся. И Он клянется той душой – нафс, которая не распустилась, а наоборот, требует с себя и попрекает себя. (2). Клянусь душой (нафс) попрекающей (себя)! (75:2) «Умен тот, который требует с самого себя и работает для жизни после смерти. А слаб и в убытке тот, который дает себе идти за своими страстями и при этом надеется на Аллаха».
Главные пороки человека Имам Ибн Каййим обозначил четыре столпа куфра (неверия), мы подробно говорили в первой части книги «Нравы мусульманина», и достаточно здесь просто о них напомнить: 1. Высокомерие 2. Зависть 3. Гнев 4. Страсть Я бы добавил пятый столп – это скупость в её обширном смысле.
Естественные человеческие качества Во-вторых, нужно обращать внимание на естественные качества, присущие любому человеку, в которых есть и положительные, и отрицательные стороны, это: 1. Забывчивость. 2. Ленивость и тяга к отдыху. 3. Привыкание. 4. Тяга к наслаждениям. 5.Любовь к вознаграждению и страх наказания.
Забывчивость Само слово инсан-человек происходит от слова нисянзабывчивость. Положительная сторона данного качества заключается в том, что человеку необходимо забывать печальные события своей жизни, например, смерть близкого, иначе никто не смог бы продолжать продуктивную жизнь, если бы постоянно вспоминал о печалях. Но плохо, когда мы забываем важные вопросы, такие, например, как свои обязательства перед Аллахом и Судный День. Чтобы об этом не забывать, нам помогут пятикратная молитваи поминание Аллаха.
«Если один из вас каждую ночь прочтет хотя бы 10 аятов Корана, он тогдане будет считаться небрежным (гафиль)». И конечно, в отношении вспоминания Судного Дня, неплохо поступать по совету пророка, да благословит его и приветствует Аллах, и время от времени посещать кладбища.
Ленивость и тяга к отдыху Ленивость и тяга к отдыху служат тормозом перед началом действия. И это очень хорошо, если речь идет о совершении грехов, и это нужно, если речь идет о жизненных вопросах, перед которыми нужно думать, чтобы не подвергать себя риску. Также тяга к отдыху нужна после интенсивной работы, пусть будет даже после поклонения, иначе человек губил бы себя. Мы не сторонники самомучений, как некоторые делают якобы с целью самовоспитания. «И твое тело имеет на тебя определенные права». Но если речь идет о своих обязательствах перед Аллахом, то здесь нужно преодолеть барьер ленивости, и для этого мы должны в себе воспитывать такое качество, как целеустремленность.
Привыкание Данное качество также несет определенную пользу, потому что не всем людям хорошо живется и работается. И если человек не привык к трудностям жизни и работы, ему было бы очень тяжело. Но плохо, когда привыкаем к грехам и теряем чувство греховности при их совершении; когда привыкаем к поклонению и теряем его вкус и оно перестает влиять на нас в плане воспитания. Чтобы бороться с таким видом привыкания, нам нужно постоянно вести самоотчет с последующим покаянием, о чем тоже мы говорили в первой части нашей книги. Во-вторых, нам нужен хороший друг. Друг смотрит со стороны. Мы иногда сами не замечаем, что приближаемся к греху, а друг это замечает.
Нельзя допускать привыкания к поклонению, чтобы не потерять вкуса поклонения. А чтобы этого не произошло, мы должны постоянно работать над усовершенствованием своих поклонений, для которых нет предела, и это касается любого поклонения. Но если мы говорим о намазе, то, я думаю, достаточно нам работать над увеличением уровня сосредоточенности в намазе, и мы будем тогда всегда или хотя бы время от времени наслаждаться намазом. Может быть, в этом и заключается смысл невозможности сохранить всегда высокий уровень сосредоточенности. А как только перестанем бороться за сосредоточенность, мы потеряем вкус намаза.
Тяга к наслаждениям Если бы не это качество, то никто бы не пошел на удовлетворение инстинктов, от сохранения которых зависит существование человека. Но как только человек начинает удовлетворять свои инстинкты незаконным путем, он обязательно будет наказан, поэтому нужно работать не над подавлением данного качества, а над его управлением с помощью законов Аллаха. А для этого нам нужны такие нравы, как богобоязненность, терпение, сдержанность, стыдливость и.т.д.
Любовь к вознаграждению и страх наказания Данное качество является сильным толчком для совершения добра и отказа от зла. И это скорее всего является инстинктом. Маленький ребенок, когда совершает что-нибудь хорошее, сразу сообщает об этом своим родителям, а когда делает что-то плохое, например, разбил вазу, он скрывает это. Так же взрослый человек любит вознаграждение и боится наказания, но это выражается в соответствии с возрастом.
Но нельзя считать, что это качество является стопроцентно хорошим, так как есть моменты, когда оно губит человека, например: А.Когда человек любит показуху. Б.Когда человека больше волнуют вознаграждение и наказание в мирской жизни. (26). Аллах увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью – всего лишь преходящее удовольствие. (13:26) В. Когда человек хочет, чтобы его незаслуженно хвалили: (188). Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания.(3:188)
Но если мы больше интересуемся Судным Днем, это нам здорово поможет делать добро, стремясь к вознаграждению Аллаха и удаляться от зла, боясь Его наказания. Некоторые считают, что стремиться попасть в рай – это мизерная цель и что нужно стремиться к Аллаху, нежели к Его вознаграждению. Хочется привести один аят и комментарий одного из сторонников данной философии. (152).....Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах снисходителен к верующим.(3:152)
В этом аяте Аллах говорит о причине поражения мусульман при битве Ухуд. Она заключается в том, что некоторые мусульмане сражались, желая мирскую награду. Но параллельно Аллах хвалит тех, кто желал Последнюю жизнь. Наш философ, читая аят, сказал: «Тфу на всех, так как ни один не желал быть близким к Аллаху». Значит, он плюнул на сподвижников пророка, да благословит его и приветствует Аллах, даже на тех, которые желали Последнюю жизнь. Согласитесь, это глубокое заблуждение.
Если стремление к раю это низшая цель, тогда зачем Всевышний Аллах побуждает нас к добру, обещая именно рай, и причем это повторяется в Коране десятки раз, к примеру: (133). Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю,ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных. (3:133) (111). Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай.....(9:111) (30). Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. (41:30)
(72).Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы соверша- ли. (43:72) Также побуждал к раю Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, и неоднократно прозвучал у него такой призыв: встаньте и немедленно стремитесь к Раю, ширина которого равна небесам и земле.
Но мы не говорим, что не надо стремиться к довольству Аллаха, так как это была бы другая крайность. Нужно подчеркнуть, что стремление к довольству Аллаха – это тоже очень великая цель: (15).Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов. (3:15) (72).Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого.Это и есть великое преуспеяние.(9:72)