Если б в сердце тебя я не грел, не ласкал, Ни за что б я тебе этих слов не сказал. А.А.Фет
Амалия Крюденер Элеонора Петерсон
Эрнестины Дернберг Елена Александровна Денисьева.
Дед поэта секунд-майор Николай Андреевич Тютчев был далеко незаурядной личностью: умён, красив, статен, отличался силою и добрым нравом. Мать поэта, Екатерина Львовна Толстая, приходилась племянницей генералу Римскому-Корсакову, сподвижнику А. Суворова. Лишившись матери в 12-летнем возрасте, Екатерина Львовна пошла на воспитание к тётке по отцу, Анне Васильевне Остерман, муж которой служил московским генерал-губернатором, был богат, имел дома в Москве и Петербурге. В дом на окраине Белого города начал в те годы часто захаживать в гости скромный симпатичный гвардии поручик Иван Николаевич Тютчев, вскоре сделавший предложение племяннице Анны Васильевны Остерман, Екатерине Толстой. Согласие на брак было получено, и в 1798 году состоялась свадьба, после которой молодые уехали в родовое имение Ивана Николаевича Овстуг, что на Брянщине. Здесь у них в 1801 году родился сын Николай, а 23 ноября (по старому стилю) 1803 года и будущий поэт Фёдор. Екатерине Львовне не очень нравилась деревенская усадьба мужа, поэтому она была рада переехать в Москву после смерти своего дяди Фёдора Андреевича Остермана. В Москве у Тютчевых родился третий сын – Сергей, через год – дочь Дарья и в 1809 году – сын Дмитрий. В живых остались только Николай, Фёдор и Дарья.
Николай Тютчев. Дарья Тютчева.
Они познакомились во второй половине 1823 года. Двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд была пятью годами моложе его. Отец Амалии, дипломат граф Лерхенфельд, был в 30-х годах баварским посланником в Петербурге. Несмотря на разное положение в обществе, молодые люди почувствовали симпатию друг к другу. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё «покровительство» превосходство воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Фёдор и Амалия совершали частые прогулки по зелёным полным древних памятников улицам Мюнхена, к прекрасному Дунаю.
Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Графиня выглядела очаровательной, у неё было много поклонников. Но Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Однако русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Александра Крюденера, секретаря посольства, товарища Тютчева. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, дала согласие на брак с Крюденером. Юный дипломат был убит горем. Его настроение нашло отражение в стихотворении «К Н.» Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог – увы! – умилостивить их – Он служит им укорою безмолвной. Неизвестно, пожалела ли потом Амалии Максимилиановна о своём замужестве, но дружеские чувства к поэту сохранила и при каждом удобном случае оказывала Фёдору Ивановичу любую, хоть маленькую услугу. Время покажет, что ни она, ни он не забудут своей юной привязанности. После одной из встречь с Амалией Крюденер он пишет романс. « Я встретил вас…»
Последняя их встреча произошла 31 марта 1873 года, когда разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию Максимилиановну. Лицо его сразу просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произнося от волнения ни слова. А на следующий день Фёдор Иванович дрожащей рукой написал несколько слов дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В её лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Амалия Крюденер пережила Тютчева на пятнадцать лет.
Летом 1825 года, получив отказ, Тютчев уехал в отпуск в Москву. Вернулся в Мюнхен он к 1826 году. А 5 марта состоялась свадьба Тютчева и вдовы русского дипломата Элеоноры Петерсон, бывшей четырьмя годами старше поэта. В 1838 году на долю Тютчева и его семьи выпало жестокое испытание - Элеонора пережила пожар на корабле, где находилась с тремя детьми; этот несчастный случай подорвал её здоровье, и в сентябре Элеонора скончалась. Тютчев тяжело пережил утрату жены, всю жизнь вспоминал её с умилением. 10-летней годовщине смерти Элеоноры посвящено стихотворение « Еще томлюсь желаний…» Элеонора Петерсон
И всё же «мило-благодатная», «воздушная и светлая» любовь этой женщины не смогла целиком заполнить душу поэта. В 1836 году в Генуе он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Ей он посвятил стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг…», «1 декабря 1837 г.» В июле 1839 года Тютчев обвенчался с Эрнестиной. В начале октября 1844 года Тютчев вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием переселяются в Россию, в Петербург. Своих старших дочерей поэт привезёт в Россию осенью 1845 года. Анна будет жить пока с отцом и мачехой, а Дарья и Екатерина - учиться в Смольном институте. Вместе с дочерьми Тютчева воспитывалась в Смольном институте и Елена Александровна Денисьева. Эрнестина Дернберг
Однако с семьёй Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом. Подобно тому, как раньше любовь к пер-вой жене жила в нём рядом со страстной влюблённостью в Эрнестину Дернберг, так теперь привязанность к ней, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим жен-щинам мучительную раздвоенность. Между тем, перед Денисьевой навсе-гда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей.отец от неё отрёкся. 4 августа 1864 года Елена Александровна Денисьева скончалась от скоротечной чахотки. Вскоре после похорон Елены Александровны Тют- чев уехал в Женеву, и там родилось стихотворение «Утихла биза… Легче дышит».