Обеспечение качества в профессиональном образовании Маркку Кантонен Мaрий Эл 6-8 июня 2012 г.
Качество ПОО: Привлекательное профессиональное образование высокого качества. Оно обеспечивает: Специалистов ПОО Специалистов ПОО - активных и способных к дальнейшему развитию ноу-хау высокого качества ноу-хау высокого качества для нужд изменяющегося общества и сферы труда. Стратегия качества ПОО в Финляндии Национальный уровень
Управление качеством является неотъемлемой частью организации ПОО на всех уровнях. Это обеспечивает соответствие постоянно меняющимся потребностям клиентов и способствует непрерывному повышению качества ПОО. Управление качеством ПОО:
Основные принципы управления качеством ПОО: Ориентация на клиента, Доверие, Открытость и прозрачность деятельности, Стремление к совершенству, Единые принципы обеспечения качества, Инновационность, способность к обновлению и взаимному обучению
Управление качеством должно осуществляться системно на всех уровнях деятельности и для всех форм ПОО Руководящие документы в сфере ПОО должны быть прозрачными, логически взаимосвязанными, составляющими единый комплекс К 2015 году все субъекты ПОО будут иметь эффективную систему обеспечения качества/операционную систему Будет разработан набор критериев и порядок проверки систем обеспечения качества. Основные положения
В рамках обеспечения качества (ОК) и постоянного повышения качества будет более четко определена роль оценки предпосылок для оказания услуг ПОО. Будет разработан набор критериев оценки Министерство образования и культуры будет развивать и совершенствовать регулирование и принятие решений по вопросам лицензирования субъектов ПОО на основе показателей их деятельности.
Финансирование системы ПОО будет содействовать достижению субъектами ПОО целей, касающихся качества деятельности и непрерывного совершенствования В системе финансирования будут применяться единообразные, прозрачные и согласованные критерии финансирования различных форм ПОО. Финансирование, выделяемое напрямую субъектам ПОО, будет способствовать постоянному повышению качества, степени воздействия и экономической эффективности их деятельности.
Будет несколько повышен удельный вес показателей успешной деятельности при финансировании начального и непрерывного ПОО и будет продолжена разработка методов финансирования на основе показателей деятельности. Финансирование системы ПОО
Управление системой ПОО и принятие решений буду основаны на достоверных и разносторонних данных и результатах оценки деятельности Единая «архитектура» знаний в сфере ПОО Повышение роли плана оценки результатов обучения при координации оценки и последующих действий
Качество образования и обучения будет прозрачным и основанным на публикуемых данных о результатах Наиболее важные данные о качестве и воздействии ПОО будут публиковаться национальными органами образования и образовательными учреждениями. Качество
Субъектам ПОО будет предоставляться систематическая и долгосрочная поддержка на разных этапах их деятельности в области ОК с целью развития управления качеством путем самооценки и взаимного обучения, наряду с взаимной экспертизой, официальным признанием и использованием стимулов. Будут разработаны инструментарий и система поддержки обеспечения качества для субъектов ПОО на разных этапах управления качеством Премии в области качества и другие стимулы
Будет создана прочная база знаний, необходимых для развития услуг ПОО, административного управления учебными заведениями и осуществления их деятельности; эта база знаний будет постоянно обновляться и совершенствоваться. Будут приниматься меры по обеспечению актуальности компетенций преподавательских кадров, управленческого персонала и инструкторов- наставников.
Обеспечение качества ПОО будет опираться на единые принципы, процедуры и процессы для достижения целей, поставленных перед ПОО. Образовательные учреждения придерживаются единых и известных клиентам принципов, процедур и процессов педагогической и иной деятельности, и такие принципы, процедуры и процессы являются неотъемлемой частью управления педагогической и иной деятельностью. Будут приняты меры к тому, чтобы все учащиеся с учетом их потребностей и возможностей гарантированно получали достаточно высокий уровень образовательных и дополнительных услуг в различных образовательных контекстах для достижения уровня компетенций в соответствии с национальными учебными программами.
Образовательные учреждения совместно с предприятиями разрабатывают инструменты управления качеством обучения на рабочем месте и обеспечивают внедрение этих инструментов в практику. Национальные органы образования обеспечивают, чтобы система квалификаций была адекватной, гибкой и отвечала потребностям рынка труда, путем разработки системы квалификаций и посредством подготовки, поддержки и последующих мер в сфере разработки национальных учебных программ. Качество
Повышение качества будет основано на непрерывном обучении и развитии Обеспечение качества ПОО будет осуществляться на практике и активно развиваться в сотрудничестве с национальными и международными партнерами
Система качества/операционная система Структура для системной реализации установленной органами управления политики и задач обеспечения качества в масштабах всей организации. Действует в конкретной организации и включает в себя "правила игры" и способы действий, которые будут системно соблюдаться в деятельности этой организации. Если мы хотим подчеркнуть, что управление качеством является неотъемлемой частью деятельности организации, мы говорим не о системе качества, а об операционной системе. Качество ПОО в Финляндии Уровень образовательного учреждения
Операционная система является неотъемлемой частью деятельности Edupoli в сфере поддержки основного процесса - образования Описание системы включает в себя все основные элементы деятельности Edupoli (практические руководства и инструкции, формы документов, материалы для ознакомительного изучения, результаты деятельности, внутреннюю информацию и много дополнительной информации) Описание операционной системы Edupoli соответствует требованиям систем управления качеством, экологического менеджмента и обеспечения безопасности. Операционная система – пример Edupoli
ISO 9001:2008 Операционная система Edupoli 1 Система структура инструкции документы 2 Лидерство участие и руководство близость к клиенту планирование и задачи организация, коммуникация обзоры и дальнейш. меры 4 Процессы ключевые процессы вспомогательные процессы 5 Обратная связь и обучение индикаторы оценки анализ, выводы и улучшения 3 Управление ресурсами ресурсы соответствуют требованиям (персонал, оборудование, помещения...) производственная среда Источник: Qualitas Fennica
Миссия Ценности Видение целей Планы действий Помещения, оборудование Процессы Результаты Персонал Непрерывное совершенствование Операционная система Edupoli Стратегия (процесс)
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВА Потребности клиентов Учащиеся Предприятия Общество ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА И ОБЩЕСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КЛИЕНТОВ квалификации компетенции Умения для жизни TALOUSHALLINTO HENKILÖSTÖHALLINTO TIETOHALLINTO MYYNTI JA MARKKINOINTI Вспомогательные процессы/Edupoli Процесс управления Общее админ. руководство Экологический менеджмент Обеспечение безопасности Поддерживающие процессы Управление персоналом Управление финансами Административные службы ИКТ Эксплуатация и обслуживание зданий Учебный процесс - Ресурсы, необходимые для образования и обучения - Клиенты - участники образования и обучения Процессы
Учебный процесс Стратегическое планирование Управление персоналом Управление финансами Административные службы ИКТ Эксплуатация и обслуживание зданий Процесс управления Общее админ. руководство Экологический менеджмент Обеспечение безопасности Цели деятельности -Развитие операционной системы и процессов -Развитие бизнеса Оценка педагогический аудит самооценка внешний аудит обратная связь от клиентов результаты для клиентов результаты для общества результаты для бизнеса Непрерывное совершенствование
Система управления качеством сертифицирована по ISO 9001 в 1996 г. и по ISO 9001:2008 в 2009 г.
Система управления, сертифицированная по ISO 9000 Непрерывное совершенствование самооценка/EFQM СОВЕРШЕНСТВО
24 МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ EFQM Возможности Результаты Познание, творчество и инновации Лидерство 10% Персонал 10% Стратегия 10% Процессы Продукты Услуги 10% Результаты для общества 10% Партнерства и ресурсы 10% Ключевые результаты 15% Результаты для персонала 10% Результаты для клиентов 15%
Сертификат экологического менеджмента по ISO в 2001 г. и ISO 14001:2004 в 2009 г.
Различные инструменты управления качеством EFQM Взаимосвязанные показатели Стандарты ISO Взаимообучение Сравнительный анализ (бенчмаркинг) Самооценка Внешняя оценка Экспертная оценка (взаимная экспертиза) Внешний и внутренний аудит и т.д.
Качество - наша общая цель!