ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
2 Численность населения Российской Федерации в годах
3 Естественное движения населения Российской Федерации в годах
4 Ожидаемая продолжительность жизни населения Российской Федерации в годах
5 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по отдельным странам мира (по данным ОЭСР)
6 Суммарный коэффициент рождаемости в Российской Федерации в годах
7 Суммарный коэффициент рождаемости по отдельным странам мира (по данным ОЭСР)
8 Смертность населения Российской Федерации в годах (в том числе в трудоспособном возрасте)
9 Смертность населения (на 1000 населения) по отдельным странам мира (по данным ОЭСР)
10 Численность умерших от болезней системы кровообращения в годах
11 Численность умерших от транспортных травм в годах
12 Численность умерших от случайных отравлений алкоголем в годах
13 Средний возраст смерти от некоторых причин
14 Младенческая смертность (на 1000 родившихся) в Российской Федерации в годах
15 Коэффициенты младенческой смертности по отдельным странам мира (по данным ОЭСР)
16 Международная миграция в Российской Федерации в годах
17 Важнейшие цели, приоритеты и основные направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2025 года определены в проекте Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Демографическая политика Российской Федерации направлена на стабилизацию демографической ситуации на основе : увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, снижения смертности, роста рождаемости, повышения качества жизни и улучшение здоровья населения, проведения миграционной политики для достижения устойчивого социально-экономического развития страны.
18 Целью государственной демографической политики Российской Федерации является стабилизация численности населения к 2015 году и создание условий для ее роста при увеличении ожидаемой продолжительности жизни.
19 В основу демографической политики положены следующие принципы: комплексность решения демографических задач. Мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления: смертность, рождаемость, миграцию в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах: выбор в каждом из трех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; планомерность и взаимодействие государственных органов власти с институтами гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; соответствие реализуемых задач и механизмов целям демографической политики.
20 Основными задачами государственной демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: снижение числа умерших (прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин) ежегодно не менее чем на 2-3 процента; снижение материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни; повышение рождаемости (ежегодное увеличение суммарного показателя рождаемости не менее чем на 2 процента) за счет роста числа рождений вторых и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
21 Для решения задачи снижения числа умерших требуется обеспечить: снижение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий; снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания помощи пострадавшим в ДТП как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях; снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижение смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с группами риска; снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний; снижение смертности населения от других наиболее распространенных причин смерти за счет повышения доступности дорогостоящих медицинских технологий для больных с тяжелыми заболеваниями, доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов.
22 Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется обеспечить: повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям; расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка; проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности; развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
23 Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется обеспечить: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации к ведению здорового образа жизни; разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, на ограничение распространенности курения наркомании среди детей и подростков; создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики социально значимых заболеваний; обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм; разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологических центров.
24 Для решения задачи увеличения рождаемости требуется обеспечить: усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала (расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми); создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций; создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре. создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь для молодых семей с детьми, реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей.
25 Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется обеспечить: развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитацией семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; популяризацию ценности семей, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; создание специализированной системы защиты прав детей, включая формирование специального порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия.
26 Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется обеспечить: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу, привлечение в Российскую Федерацию квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских вузов, на постоянное место жительства, привлечение молодежи из зарубежных стран (прежде всего, из стран СНГ и Балтии) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы; совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в части дальнейшей либерализации порядка получения гражданства Российской Федерации категориями мигрантов, необходимых России по возрастным и профессионально-квалификационным критериям; разработку мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности территорий, в которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.
27 Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (в гг.) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, формирование правовой, организационной и финансовой базы для поддержки и закрепления позитивных тенденций. Численность населения Российской Федерации к 2011 году должна составить не менее 140 млн. человек. На втором этапе (в гг.) предусматривается приступить к полномасштабной реализации сформулированных на первом этапе программ внедрения здорового образа жизни, специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, с тем чтобы к 2015 году существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения жизнесохранительное поведение. Предполагается к 2016 году стабилизировать численность населения на уровне не менее 141 млн. человек. На третьем этапе (с 2016 года) предусматривается проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации и принимать превентивные меры по сбережению населения. К 2025 году предполагается обеспечить постепенный переход к росту численности населения до уровня млн. человек.
28 Для решения задач, поставленных в Концепции, необходимо увеличить к 2015 году отношение расходов на выплату пособий и дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми к величине валового внутреннего продукта с 0,4 процента в 2006 году до 2-2,3 процента, отношение расходов на здравоохранение с учетом платных услуг к величине валового внутреннего продукта с 3,9 процентов в 2006 году до 6 процентов. Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и на здравоохранение являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные источники.
29 Прогноз численности населения Российской Федерации до 2025 года
30 Прогноз числа умерших до 2025 года
31 Прогноз ожидаемой продолжительности жизни до 2025 года
32 Прогноз числа родившихся до 2025 года
33 Прогноз миграционного прироста до 2025 года