Проблемы модернизации СПО А.В. Брикман Председатель координационного Совета директоров Сибирского Федерального округа и Совета директоров ОУ СПО Новосибирской области
Формирование цифр приема происходит не столько в соответствии с реальной потребностью в специалистах, а в соответствии с массой различных аспектов : 1) удовлетворение потребностей абитуриентов, 2) возможности образовательного учреждения, 3) социальная миссия и др. Объединения работодателей совместно с органами исполнительной власти, отвечающие за перспективы развития региона, должны взять на себя функцию определения потребности в специалистах.
«Для полномасштабной модернизации образования требуются новые шаги. Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально- техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации. Причём ключевым ориентиром должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях: и в начальном, и в среднем, и в высшем профессиональном образовании». Заседание Государственного совета 31 августа 2010 г. Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев
Любая модернизация идет по определенному плану и в этом плане должен быть обязателен пункт о подготовке трудовых ресурсов. Перед организациями в период модернизации стоит вопрос: Какое, Как, Когда и в Каком количестве будет закупаться новое оборудование, осваиваться новые технологии? В это время нельзя забывать о подготовке кадров – купить аналогичное учебное оборудование, вместе со своими работниками обучить новым технологиям педагогов, обозначить необходимые компетенции, которыми должен будет обладать специалист, и обозначить в какой срок это необходимо сделать, тогда специалисты будут подготовлены качественно.
«Одной из важных задач является создание так называемых цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей-колледж-университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями». Заседание Государственного совета 31 августа 2010 г. Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев
рабочий 3 разряда – min 800 часов; рабочий 4 разряда – min 100 часов на базе 3 разряда; рабочий 5 разряда – min 100 часов на базе 4 разряда; рабочий 6 разряда – min 100 часов на базе 5 разряда Всего около 1100 – 1200 часов первый год обучения – max 500 часов; второй год обучения – max 250 часов; резерв времени – max 150 часов. Всего около 900 часов
5 класс – max 100 часов 6 класс – max 100 часов 7 класс – max 100 часов 8 класс – max 100 часов 9 класс – max 150 часов 10 класс – max 150 часов 11 класс – max 150 часов Всего около 900 часов рабочий 3 разряда – min 800 часов; рабочий 4 разряда – min 100 часов на базе 3 разряда; рабочий 5 разряда – min 100 часов на базе 4 разряда; рабочий 6 разряда – min 100 часов на базе 5 разряда Всего около 1100 – 1200 часов
Оптимальный порядок и сроки обучения трудовых ресурсов: Общеобразовательная школа 9 лет. НПО – 2 года (с учетом ранней профилизации поступающих). СПО – 4 года после школы (с учетом ранней профилизации) или 2 года после НПО. ВПО – заочная форма на льготных условиях в случае трудоустройства на профильном предприятии Если данный порядок устраивает все стороны (власть, ОУ, работодателей), то обучающимся по данной схеме необходимо законодательно предоставить различные приоритеты (отсутствие ЕГЭ, отсрочка от армии, социальная поддержка молодого специалиста)
«Я поддерживаю идею реализации мероприятий, которые должны бы способствовать повышению престижа рабочих специальностей... И меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений среднего профессионального образования». Заседание Государственного совета 31 августа 2010 г. Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев
Проблемы развития системы среднего профессионального образования : 1) Отсутствие прогноза подготовки кадров. 2) Квалификационный разрыв между возможностями ОУ и требованиями работодателей. 3) Отсутствие престижа рабочих профессий. 4) Кадровый кризис. 5) Необходимость формирования новой системы отношений между ОУ профессионального образования и работодателями. 6) Новые подходы в практическом обучении. Восстановление системы наставничества.
Инновация это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Инвестиции Разработка Процесс внедрения Получение качественного улучшения
Спасибо за внимание