Моделирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Н.В.Анушко, руководитель стажёрской площадки МОУ г. Мурманска гимназии 9, почётный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории
Система оценивания - механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоятельного определения этой связи учениками
Цель моделирования: создание эффективной системы получения и распространения полной и достоверной информации о качестве образования в гимназии и обеспечение на её основе дальнейшего поступательного движения школьной системы образования. Задачи моделирования: Изучить требования к личностным, метапредметным, предметным результатам. Определить компоненты системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Описать систему оценки в соответствии с выделенными компонентами
Особенности системы оценивания достижений планируемых результатов Компоненты системы оценки Объект оценивания Предметные, метапредметные результаты Личностные результаты ЦелиОпределение уровня усвоения обучающимися опорной системы знаний, уровня овладения метапредметными действиями. Определение эффективности воспитательно-образовательной деятельности ОУ СодержаниеТребования к результатам ФормыПерсонифицированная количественная оценка Персонифицированная/ неперсонифицированная качественная оценка
Особенности системы оценивания достижений планируемых результатов (продолжение) Компоненты системы оценки Объект оценивания Предметные, метапредметные результаты Личностные результаты СпособыТематические к.р., тестовые работы, диагностические работы, задания частично- поискового характера Проекты, портфель достижений, задания творческого характера, мониторинговые исследования. Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, листы наблюдений, классные журналы (в том числе электронные), справки по результатам внутришкольного контроля Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога) Характеристика обучающихся Условия эффективной системы оценивания Повышение квалификации учителей. Нагрузка учащихся и учителей. Реализация принципов оценочной деятельности (систематичность, позитивность, личностная ориентация)
Поэтапность процедуры оценивания: 1.Стартовая диагностика. Цель: определение готовности обучающихся -к обучению в школе (1 класс); -к изучению курса; -к усвоению нового материала. 2.Промежуточное оценивание. Цель: отслеживание динамики достижения планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов. 3.Итоговое оценивание. Цель: определение готовности обучающихся к обучению в основной школе.
Особенности технологии оценивания достижения планируемых результатов Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). С целью проведения текущего оценивания используем следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ. Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности используем листы индивидуальных достижений. Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Текущее оценивание:
Средства фиксации оценки : 1. По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек (Методика Т.Дембо – С.Рубинштейна), особенности применения которых подробно изучены и описаны в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман и др. 2. Курсовые (четвертные) отчёты (в виде таблицы). Ученики сообщают, какие оценки они ожидают получить по каждому предмету, оценивают свои учебные привычки, учебную работу, выполнение домашних заданий. После того, как ученик проставит в таблице свои оценки, он получает оценки от учителя. При существенном расхождении оценок учитель и ученик обсуждают ситуацию. Родители получают информацию о развитии детей – это намного эффективнее. Чем обычная беседа с классным руководителем. Ученикам курсовые отчёты помогают оценить своё развитие, взять на себя ответственность за обучение.
Средства фиксации оценки : 3. Оценочная форма для учителя (образец страницы электронного приложения к журналу для 100-бальной (процентной) системы оценивания учебных достижений: Дата Итог за 1 четверть Тема пр.р. Число заданий ФамилияВыпол- нено верно %Выпол- нено верно %Выпол- нено верно %Выпол- нено верно % Ольга С.6100 % 480 % 571 % 1583 % Наметил- ся регрес Андрей Б.583 % 360 % 686 % 1478 % Нестабил ьность рез-та Анна Н.467 % 480 % 686 % 1478 % Наметил- ся прогресс
Оценочная форма для ученика (Ольга С.– математика) к.р.ТемаДатаЧисло заданий в работе Сделано верно % % % % Итог за 1 четверть181583% Оля, твои результаты медленно ухудшаются …
Итоговое оценивание Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов. В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений обучающегося. Портфель достижений обучающегося - сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.