О задачах вузов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты и новые федеральные государственные образовательные стандарты
Коллегия Рособразования Коллегии Федерального агентства по образованию по вопросу «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования» (протокол заседания коллегии от ) Приказ Рособразования от
Ректорам подведомственных вузов: Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему высшего профессионального образования на основе комплексного плана мероприятий Рособразования. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно- правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Ректорам подведомственных вузов: Осуществлять с 2010 года работу по оснащению вуза учебно-лабораторным оборудованием, учебно- методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Организовать с 2010 года плановое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС ВПО. Обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности.
Ректорам подведомственных вузов: Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение уровневой системы высшего профессионального образования. Организовать, начиная с 2010 года, мониторинг работы подразделений вуза по реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Продолжить работу с социальными партнерами, объединениями работодателей по введению уровневой системы высшего профессионального образования. Постоянно проводить разъяснительную работу с абитуриентами и студентами по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования.
п/п МероприятиеНаправление работ Срок испол нения 1Оформление документов для лицензирования вузов и филиалов на право ведения образовательной деятельности по новым ООП для соответствующих уровней ВПО Анализ приказа Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и новых Перечней 2010 г. Оформление документов получения лицензий вузов и филиалов на право ведения образовательной деятельности по новым ООП для соответствующих уровней ВПО (бакалавриат, магистратура или подготовка специалистов) в соответствии с введением в действие ФГОС ВПО г. г. 2Формирование и размещение контрольных цифр приема бакалавров, магистров и специалистов в вузах Подготовка предложений для Минобрнауки по контрольным цифрам приема для подведомственных вузов с учетом соответствующих уровней ВПО (бакалавриат, магистратура или подготовка специалистов) и направлениям подготовки (специальностям) ВПО IVкв. 2010г. Участие в конкурсных процедурах Минобрнауки по размещению государственного задания (контрольных цифр приема) в подведомственных вузах I кв г. Установление контрольных цифр приема по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с лицензией вуза I кв г. 3Финансирование образовательных программ ВПО Финансирование ООП вуза с учетом федеральных нормативов, доведенных лимитов бюджетных обязательств и установленных в результате конкурсных процедур контрольных цифр приема II кв. 2011г. Проект Плана мероприятий для вузов по переходу на уровневую системы ВПО и федеральные государственные образовательные стандарты ВПО
4Организация приема в вузы Разработка и утверждение ежегодных Правил приема в вуз (для обучения по программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки специалистов) II кв г. Подготовка проектов изменений и дополнений в Уставы вузов в части Правил приема граждан в высшие учебные заведения для представления в Минобрнауки России II кв. 2011г. 5Организация образователь ного процесса в вузах Разработка вузовской нормативно-правовой базы для внедрения уровневой системы образования и переходу на ФГОСы г.г. Разработка и утверждение ООП вуза по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) ВПО для бакалавриата, маристратуры и подготовки специалиста, включающих: - учебный план, - рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), - другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, - программы учебной и производственной практики, - календарный учебный график, - программы итоговой государственной аттестации для бакалавров, магистров и специалистов; -методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии I кв г. Разработка и утверждение расписаний занятий в вузе III кв. 2011г Разработка оценочных средств для студентов, обучающихся по программам бакалавров, магистров и специалистов (в соответствии с лицензией вуза) IV кВ Разработка и утверждение вузом образовательных программ бакалавриата, реализуемых в сокращенные сроки I кв. 2011
6 Организация повышения квалификации и переподготовки руководящего звена и профессорско- преподавательског о состава вузов по вопросам перехода на двухуровневую систему ВПО и ФГОС ВПО Участие в совещании с ректорами подведомственных вузов и проректорами по учебной работе по переходу на уровневую систему ВПО 2010г. Участие в семинаре-совещании (в федеральных округах или региональные) с ректорами по выработке стратегических целей вуза в области образовательной деятельности при двухуровневой подготовке г. г. Участие в семинаре-совещании по совершенствованию механизмов привлечения партнеров (промышленных предприятий, научно- исследовательских организаций, фирм) к образовательной деятельности г. г. Участие в семинарах для ответственных секретарей приемных комиссий вузов г. г. Участие в семинарах для проректоров по учебной работе: - по переходу на новое поколение ФГОС ВПО и разработке основных образовательных программ вузов на основе ФГОС ВПО, - по переходу к организации учебного процесса на систему зачетных единиц и блочно-модульному построению учебного процесса г. г. Организация повышения квалификации преподавателей вуза по вопросам, связанным с введением уровневой системы высшего профессионального образования, формирования содержания образования и организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС ВПО (по отдельному плану) г. г. Разработка комплекса методического обеспечения для повышения квалификации преподавателей по обеспечению перехода вуза на уровневую систему и ФГОСы I кв г.
8Информационно- аналитическое обеспечение уровневой системы для реализации в вузах Организация разъяснительной работы в вузе по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования и ФГОС ВПО г.г. Создание страницы на сайте вуза по информационному обеспечению перехода на уровневую систему и ФГОСы I кв г. Организация консультаций преподавателей, студентов и абитуриентов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования вузов и ФГОСы г.г Организация вузовских конференций, семинаров, круглых столов по проблемам перехода на уровневую систему высшего профессионального образования вузов и ФГОСы г.г 7Обновление материально- технической базы вузов Переоснащение вуза учено-лабораторным оборудованием, учебно- методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (по отдельному плану) С 2010 г. Организация работ по созданию учебно-методического обеспечения вуза для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (по отдельному плану) С 2010 г.
Целевые показатели эффективности работы вузов критерии, отражающие реализацию ФГОС высшего учебного заведения при переходе на уровневую систему ВПО (приказ Рособразования от ) Показатели: 1. Образовательная деятельность 1.1. Реализация ФГОС ВПО Критерии: 2.1. Удельный вес числа направлений подготовки и специальностей ВПО, по которым обеспечена реализация ФГОС ВПО (т.е. внедрены уровневые программы, включая переход на модульно-кредитную систему их организации) Доля профессорско-преподавательского состава вуза, прошедших повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования, формирующих новые компетенции в части обеспечения эффективной реализации ФГОС ВПО Доля средств, затраченных на обновление материально-технического обеспечения учебного процесса по уровневым программ ВПО, к общей стоимости указанного обеспечения Отношение средств, затраченных на обновление материально-технического обеспечения учебного процесса по уровневым программ ВПО к аналогичным затратам предыдущего года.
Целевые показатели эффективности работы вузов критерии, отражающие реализацию ФГОС высшего учебного заведения при переходе на уровневую систему ВПО Критерии: 2.5. Доля средств, затраченных на обновление учебно-методического обеспечения учебного процесса по уровневым программ ВПО, к общей стоимости указанного обеспечения Отношение средств, затраченных на обновление учебно-методического обеспечения учебного процесса по уровневым программ ВПО, к аналогичным затратам предыдущего года Доля средств, затраченных на обновление информационного обеспечения учебного процесса по уровневым программ ВПО, к общей стоимости указанного обеспечения Отношение средств, затраченных на обновление информационного обеспечения учебного процесса по уровневым программ ВПО, к аналогичным затратам предыдущего года Доля обучающегося в вузе контингента, имеющего возможность одновременного индивидуального доступа к электронно-библиотечным системам.
Нормативно-методической обеспечение в вузе 1. Лицензия вуза 2. Свидетельство о государственной аккредитации 3. Устав вуза 4. Основные образовательные программы вуза 5. Правила приема в вуз 6. Положения, обеспечивающие организацию учебного процесса 7. Положения по организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
Нормативно-методической обеспечение в вузе 8. Методические рекомендации по разработке ООП 9. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП 10. Методические рекомендации по созданию программ учебных дисциплин и практик в компетентностном формате 11. Методические рекомендации по формулировке компетенций (общекультурных и профессиональных), которые должны быть сформированы у студента в процессе обучения
Нормативно-методической обеспечение в вузе Методические рекомендации по разработке ООП должны, в том числе, предусматривать рекомендации по Методические рекомендации по разработке ООП должны, в том числе, предусматривать рекомендации по: - определению социального заказа и требований работодателей к выпускниками предполагаемого профиля подготовки; - - формулированию цели (миссии) ООП и результатов обучения по ней; - - соотнесению формируемых в процессе подготовки компетенций с необходимым набором изучаемых дисциплин и практик; - - составлению учебного плана на основе ФГОС (базовая часть) и ПООП (вариативная часть). Определение объема дисциплин, практик, ИГА в зачетных единицах, составление перечней курсов по выбору
Структура ООП 1. Общие положения Цель (миссия) ООП Срок освоения ООП Трудоемкость ООП Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО.
Структура ООП 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных курсов Программы учебной и производственной практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение. 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
Структура ООП 7. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата Текущая и промежуточная аттестация. 1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (тесты, вопросы и задания для контрольных работ и коллоквиумов, тематика докладов, эссе, рефератов, программы экзаменов и т.п.). 2. Программы проведения практических, активных и интерактивных занятий по дисциплинам учебного плана Требования к итоговой государственной аттестации. 1. Требования к выпускной квалификационной работе. 2. Требования к итоговому государственному экзамену. 3. Программа итогового государственного экзамена.
Методические материалы Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов/ Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. – М.: Изд-во МГУ, – 104 с. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. – М.: Изд-во МГУ, с. Нормативно-методические материалы по организации и внедрению инновационных магистерских программ. Опыт экономического факультета МГУ. Проектные разработки / Под ред. Телешовой И.Г. – М.: Изд-во МГУ, – 172 с.
Методические материалы Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения/ Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. – М.: Изд-во МГУ, – 96 с. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/ В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П.Мелехова, С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков, А.А. Шехонин. – М.: Изд-во МГУ, – 148 с. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы оценки качества обучения по инновационным образовательным программам / А.Г.Шмелев, А.А.Чумаков, А.Г.Ларионов, А.Г.Серебряков. – М.: Изд-во МГУ, – 64 с.
Методические материалы Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение/ Сёмин Н.В., Артамонов Ю.Д., Демчук А.Л., Лукшин А.В., Муравьева А.А., Олейникова О.Н. – М.: Изд-во МГУ, – 208 с. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты/ Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Коршунов С.В., Котлобовский И.Б., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Телешова И.Г. –М.: Университетская книга, – 248 с. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/ Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Коршунов С.В., Максимов Н.И., Петров В.Л., Сазонов Б.А., Строганов Д.В., Татур Ю.Г. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, – 168 с.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!