Введение Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе: проблемы и перспективы Нижегородский институт развития образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Нижегородской области Организационно-методическое.
Advertisements

Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Многоуровневая вариативная система повышения квалификации педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС начального общего образования: проблемы.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Факторы, диктующие новые требования к учителю-обществоведу. Ведущая воспитательная роль истории и обществознания реализуется через учителя, его профессиональное.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Задачи деятельности муниципальных структур образования по организационно-методическому обеспечению реализации ФГОС в условиях формирования новой образовательной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
1. Утвержден 06 октября 2009 года (Приказ 373 министерства образования и науки РФ) 2. Зарегистрирован в Минюсте России от Введен.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Транксрипт:

Введение Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе: проблемы и перспективы Нижегородский институт развития образования

2 Стандарт общего образования Новая цель образования Новое методологическое основание Новое содержание образования Новые средства и технологии обучения Новые требования к субъектам образовательного процесса Новые требования к результатам образования

Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ- технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Ключевые задачи начального образования Формирование основ гражданской идентичности личности на основе самоопределения в форме осознания «Я» как гражданина России; реализации гражданской позиции в деятельности и поведении. Духовно-нравственное воспитание личности. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России. Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Развитие личности ребенка в процессе его учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий. Укрепление физического и психического здоровья обучающихся

Цель Вариативность Социокультурная среда Индивидуа-лизация ФГОС ФГОС

6 Система требований в стандарте общего образования Стандарт общего образования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре основных образовательных программ Финансовые Информационные Кадровые Материально- технические

Основные направления организационно- методического сопровождения внедрения ФГОС начального общего образования 1.Повышение квалификации специалистов начального образования. Обучение тьюторов. 2. Информационное обеспечение внедрения стандартов второго поколения 3 Апробация итоговой аттестации выпускников начальной школы 4. Обновление содержания аттестационных материалов для учителей начальных классов 5. Научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС

Повышение квалификации учителей начальных классов

9 Повышение квалификации специалистов начального образования Цели ТактическиеСтратегические Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым ФГОС общего образования Непрерывное образование педагогических кадров, способных обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся в соответствии с новыми ФГОС общего и профессионального образования, создание условий для самообразования педагогов

Требования к повышению квалификации педагога Повышение профессиональной компетенции педагога начального образования. Создание условий для успешной адаптации педагога к использованию обновленных подходов к обучению и воспитанию детей в соответствии с ФГОС. Обеспечение психологической и дидактической готовности учителя к этой деятельности.

Требования к современному учителю Каким будет новый учитель? Должен ли он отличаться от сегодняшнего школьного учителя, и если да, то в чем именно? Главной отличительной характеристикой учителя будущего станет умение выбирать, разрабатывать (планировать) и осуществлять эффективные процессы соответственно целям и организационным формам обучения. Этим и не только этим определяется мастерство учителя, и истинный учитель как специалист отличается от любого другого человека, случайно оказавшегося за учительским столом (Беспалько В.П. 1990).

Отношение учителей к введению ФГОС НОО 1 группа Учителя, с недоверием относящиеся к изменениям в их профессиональной деятельности, ориентированные на предметные результаты образования, отторгающие те виды деятельности, где присутствуют субъект-субъектные отношения.

Отношение учителей к введению ФГОС НОО 2 группа Учителя, в целом отличающиеся безразличным отношением к инновациям. Этим учителям свойственно стремление оправдать свою инертность дефицитом времени, большой загруженностью, связанной с выполнением профессиональных обязанностей.

Отношение учителей к введению ФГОС НОО 3 группа Учителя, у которых имеются определенные образовательные потребности, стремление к саморазвитию, но в то же время сохраняется установка на имитационную деятельность, порою без учета реальной педагогической ситуации и своих личностных особенностей.

Отношение учителей к введению ФГОС НОО 4 группа Учителя-исследователи, осваивающие ФГОС на основе личных убеждений, стремящиеся к глубокому осмыслению теоретических основ новых подходов к обучению и умеющие реализовать соответствующие принципы, методы, формы на практике; способные адаптировать учебный материал к реальным условиям школы, исходить из возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также собственных интересов и возможностей.

Вариативная многоуровневая модель повышения квалификации специалистов начального образования в условиях внедрения ФГОС Диверсификация курсов повышения квалификации учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС Каскадная модель повышения квалификации учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС Многоцелевая непрерывная подготовка тьюторов (методистов и зам.директоров, курирующих начальное образование, председателей РМО, учителей высшей категории) «ФГОС начального общего образования: содержание, особенности внедрения и условия реализации» Включение тематики ФГОС во все формы повышения квалификации специалистов начального образования

17 Повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС Многоуровневая вариативная модель ПК 1 и 2 группы учителей 4 группа учителей 3 группа учителей КК Мастер-классы Пед.мастерские Накопительная система КК для учителей 1 К и ВК Модульные КК

Формы повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС (кафедра начального образования) Квалификационные модульные курсы Накопительная система повышения квалификации Квалификационные курсы для учителей, претендующих на высшую категорию Традиционные квалификационные курсы Проблемно-тематические курсы (семинары) Мастер-классы Педагогические мастерские

Диверсификация курсов повышения квалификации учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС Квалификационные курсы (144 часа) Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях внедрения ФГОС Учителя начальных классов, готовящиеся к реализации стандарта в 1 классах с сентября 2011 года Квалификационные курсы (144 часа) Проектировочная и исследовательская деятельность учителя начальных классов Учителя начальных классов, ориентированные на обобщение инновационного опыта Квалификационные модульные курсы (144 часа) Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников Методисты ИДЦ (К), руководители РМО, учителя начальных классов высшей и первой категории

Особенности структурирования содержания модульных курсов В структуре модульных курсов ( часа) заложены: - инвариантный блок (36 часов); - модули (по часа каждый). Из модулей слушатели выбирают 4-6. Ежегодно происходит обновление 4-6 модулей. Основной адресат – учителя высшей категории, имеющие сформированные образовательные потребности и прошедшие повышение квалификации в рамках других форм. В подгруппе – человек.

Отбор и обновление модулей Научно-методические разработки сотрудников кафедры и учителей, результаты ОЭР Выделение приоритетных систем и моделей начального образования Анализ направлений развития начальной школы Учет образовательных потребностей педагогов

Каскадная модель повышения квалификации

Каскадная модель повышения квалификации специалистов начального образования в условиях внедрения ФГОС Первая ступень. Обучение учителей начальных классов тьюторами на базе районов по теме «ФГОС начального общего образования» (36 часов) Вторая ступень. Обучение учителей начальных классов и других специалистов начального образования в рамках накопительной системы повышения квалификации на базе НИРО (72 – 108 часов) Сертификат СВИДЕТЕЛЬСТВО Подготовка ТЬЮТОРОВ и научно-методическое сопровождение их деятельности специалистами ГОУ ДПО НИРО

Многоцелевая непрерывная подготовка тьюторов (методистов и зам.директоров, курирующих начальное образование, председателей РМО, учителей высшей категории ) Новый образовательный стандарт и специфика подготовки учителей начальных классов его внедрение Курсы для тьюторов «Стандарт начального общего образования: содержание, особенности внедрения и условия реализации» (144 часа). Система оценивания планируемых результатов обучения Условия реализации начального общего образования Первый модуль Второй модуль Научно- методическое сопровождение в межсессионный период

Подготовка руководителей образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием в условиях внедрения ФГОС Модуль «Внедрение и реализация ФГОС в образовательных учреждениях Нижегородской области» (36 часов) Модуль «Технологии разработки примерной образовательной программы образовательного учреждения» (36 часов) Накопительная система повышения квалификации Межкафедральные программы повышения квалификации Научно-методическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС

Информационное обеспечение внедрения ФГОС НОО

Информационное обеспечение внедрения стандартов второго поколения Обсуждение проблем внедрения стандартов второго поколения в рамках сетевого сообщества учителей начальных классов Организация форума «Внедрение стандартов второго поколения» для педагогов начального образования через деятельность сетевого сообщества «Нижегородские учителя начальных классов - за взаимодействие» Информационное обеспечение внедрения стандартов второго поколения (на базе библиотеки ГОУ ДПО НИРО) Отражение результатов внедрения стандартов второго поколения в Нижегородской области в средствах массовой информации

Издание методических пособий и сборников Организация внеурочной деятельности младших школьников Развитие речи младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход Рабочие тетради для квалификационных курсов и курсов для тьюторов Использование исследовательских методов обучения.

Апробация итоговой аттестации выпускников начальной школы

Апробация итоговой аттестации учащихся Участники: городские и сельские образовательные учреждения, где обучение проводится по разным системам и УМК начального образования Цель: апробация механизмов аттестации для получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, что позволит принимать взвешенные управленческие решения Разработка заданий по итоговой аттестации выпускников начальной школы по основным предметам Апробация итоговой аттестации на репрезентативной группе образовательных учреждений Нижегородской области (апрель-май 2010 г., май 2011 г.) Направления деятельности кафедры: Проведение пробной итоговой аттестации выпускников начальной школы и ее анализ

Разработка заданий по итоговой аттестации выпускников начальной школы Контрольно-измерительные материалы для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся разрабатываются на основе: анализа содержания примерных программ начального образования с целью выявления ключевых для данного предмета объектов и способов действий с ними анализа программы формирования универсальных учебных действий с целью выявления метапредметных умений, подлежащих диагностике

Изменения в содержании аттестационных материалов для учителей начальных классов Text in here Изменения в требованиях к содержанию аттестационных материалов, представленных педагогами, в соответствии с ФГОС Разработка тестов для экзамена в форме компьютерного тестирования для учителей начальных классов, проходящих аттестацию в 2010 году, в соответствии с требованиями к стандарту начального общего образования. Изменения в надпредметном и предметно- методическом блоках

Научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС

Опытно- экспериментальная работа кафедры начального образования Содержательное и методическое обеспечение вариативной части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области Участие в разработке методических рекомендаций по внедрению ФГОС начального общего образования Научно-методическое сопровождение внедрения стандартов

Основные направления ОЭР Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе интегрированного подхода Разработка технологий формирования метапредметных умений у младших школьников Развитие речевой идентичности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО Исследовательская деятельность младших школьников с использованием ИКТ Формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях социального партнерства семьи и школы Социализация младших школьников средствами внеурочной деятельности Реализация образовательной модели «1 ученик – 1 компьютер» в условиях внедрения ФГОС»

Содержательное и методическое обеспечение вариативной части учебного плана Создание и экспертиза программ и методических пособий для вариативной части учебного плана Обобщение опыта учителей начальных классов по созданию программ внеурочной деятельности Издание сборников «Организация внеурочной деятельности младших школьников (в соответствии с направлениями ФГОС второго поколения )» Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся Н а п р а в л е н и я

Традиционный подход руководителей ОУ к анализу деятельности педагога, в том числе анализу урока, стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; Предполагаемые затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС Недостаточно точное понимание основной цели и задач образования, трудности в их реализации Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода Трудности в реализации новой системы оценки результатов образованияя Недостаточное осознание принципиальной новизны вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) Отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)

Спасибо за внимание!