Система менеджмента качества как инновационный механизм обеспечения качества образовательных результатов Автор: Колесников Д.В.
В современных социально-экономических условиях, в условиях конкуренции, сложившейся на рынке образовательных услуг, к качеству последних предъявляются особые требования. Одним из механизмов, позволяющих сформировать условия для предоставления качественных образовательных услуг, является процессный подход к планированию и организации деятельности образовательного учреждения, реализуемый в рамках системы менеджмента качества, основанной на международном стандарте ИСО серии 9000.
В настоящее время в колледже сертифицирована система менеджмента качества, основанная на стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2008. В рамках системы разработаны документированные процедуры, отражающие алгоритмы реализации процессов, состав их участников, перечень записей.
Система менеджмента качества максимально детализируется процессами Процессы отражают цели и требования к результатам деятельности, алгоритм взаимодействия структурных подразделений колледжа для решения задач, способы их взаимодействия, виды записей Документированные процедуры СМК
Принципы системы менеджмента качества ориентация на потребителя; лидерство руководителей; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; основанный на фактах подход к принятию решений; взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Модель системы менеджмента качества
Карта учебного процесса
Анализ проведенных малых педсоветов Показатели2008/09 уч.год2009/10 уч.год2010/11 уч.год Кол-во пед.советов Приглашений Приглашено студентов % отчисленных студентов Переведены на др.спец, оставлен на повторное обуч., а/о (%) 9,56,55
Карта учебного процесса
Динамика результатов промежуточной аттестации студентов в период пересдач
Вид несоответс твия Записи, фиксирую щие несоответс твие Ответствен ный за установлен ие причин и принятие решений Корректир ующие действия по работе с несоответс твиями Записи о характере предприня тых действий Ответствен ный за контроль предприня тых действий Неуспеваемость менее 50% неаттестаций и «2» и пропуски занятий без уважительной причины по итогам месяца до 30 часов Ведомости учета ежемесячной успеваемости и посещаемости Классный руководитель Информирование родителей, беседа со студентом до 10 числа месяца Журнал классного руководителя, Графа «примечание» в ведомости посещаемости Заведующий отделением Неуспеваемость более 50% неаттестаций и «2» и пропуски занятий без уважительной причины по итогам месяца более 30 часов (впервые) Ведомости учета ежемесячной успеваемости и посещаемости Классный руководитель Вызов родителей в колледж. Журнал классного руководителя, Графа «примечание» в ведомости посещаемости. Заведующий отделением Неуспеваемость более 50% неаттестаций и «2» и пропуски занятий без уважительной причины по итогам месяца более 30 часов (повторно) Ведомости учета ежемесячной успеваемости и посещаемости Классный руководитель Вызов с родителями на малый педагогический совет Протокол малого педсовета на отделении, приказ о наложении дисциплинарного взыскания Заведующий отделением Матрица по управлению несоответствиями при работе со студентами
Вид несоответс твия Записи, фиксирую щие несоответс твие Ответствен ный за установлен ие причин и принятие решений Корректир ующие действия по работе с несоответс твиями Записи о характере предприня тых действий Ответствен ный за контроль предприня тых действий Неуспеваемость и пропуски занятий без уважительной причины по итогам аттестации за ½ семестра (до 30% неуд.оценок,до 30% пропусков ( с начала семестра до ½ семестра) Ведомости учета ежемесячной посещаемости и успеваемости за ½ семестра Классный руководитель Вызов родителей в колледж Журнал классного руководителя, Графа «примечание» в ведомости посещаемости Заведующий отделением Неуспеваемость и пропуски занятий без уважительной причины по итогам аттестации за ½ семестра (30%-50% неуд.оценок, 30%- 50% пропусков ( с начала семестра до ½ семестра) Ведомости учета ежемесячной посещаемости и успеваемости за ½ семестра Классный руководитель, заведующий отделением Вызов с родителями на малый педагогический совет Протокол малого педсовета на отделении, приказ о наложении дисциплинарного взыскания Заведующий отделением Неуспеваемость и пропуски занятий без уважительной причины по итогам аттестации за ½ семестра (более 50% неуд.оценок, более 50% пропусков ( с начала семестра до ½ семестра) Ведомости учета ежемесячной посещаемости и успеваемости за ½ семестра Заведующий отделением Совет по профилактике правонарушений Протокол совета по профилактике правонарушений, приказ о наложении дисциплинарного взыскания Заместитель директора по воспитательной работе Матрица по управлению несоответствиями при работе со студентами
Вид несоответс твия Записи, фиксирую щие несоответс твие Ответствен ный за установлен ие причин и принятие решений Корректир ующие действия по работе с несоответс твиями Записи о характере предприня тых действий Ответствен ный за контроль предприня тых действий Задолженности по итогам промежуточной аттестации (на момент окончания сессии) Экзаменационные и зачетные ведомости Заведующий отделением Организация пересдач, направление на пересдачу, информирование родителей, вызов родителей в колледж Индивидуальный экзаменационный (зачетный лист) лист Заведующий отделением Задолженности по итогам промежуточной аттестации (спустя месяц после окончания сессии) Экзаменационные и зачетные ведомости Заведующий отделением Вызов с родителями на малый педагогический совет, совет по профилактике правонарушений Протокол малого педсовета на отделении, протокол совета по профилактике правонарушений, приказ о наложении дисциплинарного взыскания Заведующий отделением Задолженности по итогам промежуточной аттестации и Неуспеваемость и пропуски занятий без уважительной причины по итогам аттестации за ½ семестра (более 5 неуд.оценок) Ведомости учета ежемесячной посещаемости и успеваемости за ½ семестра Экзаменационные и зачетные ведомости Заведующий отделением Совет по профилактике правонарушений Протокол совета по профилактике правонарушений, приказ о наложении дисциплинарного взыскания Заместитель директора по воспитательной работе Матрица по управлению несоответствиями при работе со студентами
Вид несоответс твия Записи, фиксирую щие несоответс твие Ответствен ный за установлен ие причин и принятие решений Корректир ующие действия по работе с несоответс твиями Записи о характере предприня тых действий Ответствен ный за контроль предприня тых действий Нарушение дисциплины студентом Объяснительная студента, докладная записка преподавателя, адмиристратора Заведующий отделением Индивидуальная беседа с родителями и студентом, совет по профилактике правонарушений Журнал индивидуальной работы зав.отделением Заведующий отделением Повторное нарушение дисциплины студентом Докладная записка преподавателя Заведующий отделением Совет по профилактике правонарушений Протокол совета по профилактике правонарушений, приказ о наложении дисциплинарного взыскания Заместитель директора по воспитательной работе Прекращение посещения занятий студентом (более месяца) Журнал учебной группы, ведомости посещаемости Заведующий отделением Информирование родителей и студента об отчисление за 7 до издания приказа. Направление представления в комиссию по делам несовершеннолетних Приказы об отчислении Представления в комиссию по делам несовершеннолетних Директор Нарушение сроков подготовки ВКР (выпускной квалификационной работы) Подпись заведующего отделением на титульном листе пояснительной записки в грифе допуска к защите ВКР Заведующий отделением При наличии уважительных причин – изменение сроков защиты ВКР по личному заявлению с подписью директора, без уважительных причин – отчисление или повторное обучение График защиты, приказ об отчислении или переводе на повторное обучение Директор Матрица по управлению несоответствиями при работе со студентами
Динамика успеваемости по специальностям (по состоянию на )
Динамика качества обучения по специальностям (по состоянию на )
Динамика успеваемости и качества обучения по колледжу (по состоянию на )
Анализ отсева студентов за 2010 год (по состоянию на 01 января 2011 г.) 3,9 21,7
Динамика отсева студентов 23,8 21,7
Причины отсева
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что предложенная модель системы менеджмента качества и разработанные в ее рамках документированные процедуры и карты процессов, позволяет повысить качество оказываемых образовательных услуг и эффективность системы управления колледжем и постоянно улучшать системные показатели, что неоднократно подтверждалось результатами сертификационных и инспекционных аудитов, проводимых уполномоченной организацией.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!