"Красота и изящество ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в геометрии" Работу выполнили: Цупенко В. Унгер А. Акопян Д. Маяцкая А. Руководители: Рощупкин С.П. Рощупкина В.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Золотое сечение 9 класс Автор: Зайцева И.А. «…Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением, и если первое из них можно.
Advertisements

Золотое сечение Гармония форм природы и искусства.
НЕБЕСНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ СНЕЖИНОК Уилсон Бентли (США) 15 января 1885 года сделал первый снимок снежного кристалла под микроскопом. Уилсон.
Проект «Золотое сечение» Выполнила Глущенко Наталья Сергеевна учитель математики МОУ-СОШ с. Карпенка.
НЕБЕСНАЯ ГЕОМЕТРИЯ Работу выполнили: Устинова Евгения Лихачева Полина Лапшина Екатерина Руководители: Кузьмина Наталья Игоревна Бурцева Наталья Михайловна.
Золотое сечение Золотое сечение Приложение к реферату Старокожева Дмитрия 10 «А» класс.
Презентация. На тему: «Золотое сечение и применение золотого сечения в жизни. Автор работы: Полянских Александр ученик 10 «б» класса. С.Сюмси.СОШ.2008г.
Симметрия – вокруг нас Геометрия Симметрия – вокруг нас Геометрия.
Пропорции в природе, искусстве и архитектуре Пропорции в природе, искусстве и архитектуре.
Золотое сечение Урок математики, 6 класс Тема «Отношения и пропорции»
Исследовательская работа по математике Ученицы 10 класса Моториной Валерии.
Презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему: Презентация по теме "Золотое сечение"
Золотое сечение Золотым сечением называется такое делением целого на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая.
МОУ «СОШ 4 г. Вольска Саратовской области учитель: Давлетова Н.В.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ Учитель Ибрагимова Т.И. ГБОУ школа 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Золотое сечение и числа Фибоначчи Золотое сечение Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - теорема Пифагора, другое – золотое сечение отрезка.
Районная конференция-фестиваль творчества обучающихся «EXCELSIOR» Секция МАТЕМАТИКА ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ Окликова Галина МОУ «Кугесьский лицей» Чебоксарского.
Золотое сечение Хен Евгения Группа Л11-5 Реферат.
Автор: Тыкайло Галина Ивановна, учитель математики МОУ Максатихинская СОШ 2 Семинар по теме: «Пифагориана»
Площадь многоугольника Площадь произвольного многоугольника можно находить, разбивая его на треугольники. При этом площадь многоугольника будет равна сумме.
Транксрипт:

"Красота и изящество ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в геометрии" Работу выполнили: Цупенко В. Унгер А. Акопян Д. Маяцкая А. Руководители: Рощупкин С.П. Рощупкина В.А.

Основной вопрос: Математика, искусство и красота – понятия неразделимые? Вопрос учебной темы: Какова взаимосвязь законов математики и закономерностей, существующих в окружающем мире? Учебные предметы: Проект разрабатывался в глубоком интегрировании с другими учебными предметами: математика, физика, астрономия, история, биология, география, информатика, Участники: учащиеся 11 класса

Дидактические цели проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Формирование мышления, навыков работы в команде; Формирование мышления, навыков работы в команде; умения самостоятельно работать с большим объемами информации, умения самостоятельно работать с большим объемами информации, умения увидеть проблему и пути ее решения. умения увидеть проблему и пути ее решения.

Методические задачи проекта: освоить представление о важности математики в повседневной жизни человека; освоить представление о важности математики в повседневной жизни человека; Уметь применять приобретённые математические знания для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире. Уметь применять приобретённые математические знания для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире. Научиться проводить исследования и оформлять эти результаты. Научиться проводить исследования и оформлять эти результаты. научить пользоваться информационными технологиями для представления результатов; научить пользоваться информационными технологиями для представления результатов; научить кратко и внятно излагать свои мысли устно и письменно. научить кратко и внятно излагать свои мысли устно и письменно.

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся: Вопросы для самостоятельных исследований учащихся: Математика и искусство. Математика и искусство. Удивительный мир симметрии. Удивительный мир симметрии. Пропорция. Тайны золотого сечения. Пропорция. Тайны золотого сечения. Что можно обнаружить в пропорциях человеческого тела? Что можно обнаружить в пропорциях человеческого тела? Золотые пропорции в природе, живописи, скульптуре. Золотые пропорции в природе, живописи, скульптуре. Пять красивых тел. Гармония паркетов. Пять красивых тел. Гармония паркетов.

Эпиграфом урока будут слова немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера: «…Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой Пифагора и золотым сечением, и если первое из них можно сравнить с мерой золота, то второе – с драгоценным камнем…».

Сигсон (г.Рыбинск) нашел не худший способ фотографирования снежинок: снежинки надо помещать на тончайшей, почти паутинной, сетке из шелковинок, - тогда их можно снять во всех деталях, а сетку потом заретушировать. Сигсон (г.Рыбинск) нашел не худший способ фотографирования снежинок: снежинки надо помещать на тончайшей, почти паутинной, сетке из шелковинок, - тогда их можно снять во всех деталях, а сетку потом заретушировать. В 1933 году наблюдатель полярной станции на Земле Франца- Иосифа Касаткин получил более 300 снимков снежинок разнообразнейшей формы. В 1955 году А. Заморский разделил снежинки на 9 классов и 48 видов. Это – пластинки, звёзды, ежи, столбики, пушинки, запонки, призмы, групповые. Кеннет Либрехт (Калифорния) составил полный справочник снежинок. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ СНЕЖИНОК

Иоганн Кеплер отметил, что все снежинки имеют отметил, что все снежинки имеют 6 граней и одну ось симметрии; проанализировал симметрию снежинок. проанализировал симметрию снежинок. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ СНЕЖИНОК

Симметрия снежинок

Рассмотрим отрезок АВ. Его можно разделить точкой С на две части бесконечным множеством способов, но говорят что точка С производит золотое сечение отрезка АВ, если выполняется пропорция: длина меньшего отрезка так относится к длине большего, как больший отрезок относится к длине всего отрезка, т.е.

Золотым называется такой равнобедренный треугольник, основание и боковая сторона которого находятся в золотом отношении: Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение ширины к длине даёт число ?, называется золотым прямоугольником. Окружающие нас предметы дают примеры золотого прямоугольника: обложки многих книг, журналов, тетрадей, открытки, картины, крышки столов, экраны телевизоров и т.д. близки по размерам к золотому прямоугольнику.

А теперь продолжим работу с золотым прямоугольником. В нём построим квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника, у которого с прямоугольником общий прямой угол. Оказывается, снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. В этом прямоугольнике снова построим квадрат, у которого с прямоугольником общий угол, и со стороной равной меньшей стороне прямоугольника. Снова получился золотой прямоугольник. Произведём несколько аналогичных построений. Видим, что весь прямоугольник оказался составленным из вращающихся квадратов. Соединим противолежащие вершины квадратов плавной кривой. Сделаем это с помощью циркуля следующим образом… Мы получили кривую, которая является золотой спиралью. Оказывается, в природе встречаются и золотое сечение и золотая спираль.

Рассмотрим расположение семечек в корзине подсолнуха. Они выстраиваются вдоль спиралей, которые закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону у среднего подсолнуха закручено 13 спиралей, в другую – 21. Отношение 13/21 равно j. У более крупных соцветий подсолнуха число соответствующих спиралей больше, но отношение числа спиралей, закручивающихся в разных направлениях также равно числу j. Похожее спиральное расположение наблюдается у чешуек сосновых шишек или ячеек ананаса.

Похожее спиральное расположение наблюдается у чешуек сосновых шишек или ячеек ананаса. По золотой спирали свёрнуты раковины многих улиток и моллюсков, некоторые пауки, сплетая паутину, закручивают нити вокруг центра по золотым спиралям. Рога архаров закручиваются по золотым спиралям.

Природа повторяет свои находки, как в малом, так и в большом. По золотым спиралям закручиваются многие галактики, в частности и галактика Солнечной системы. Из всего сказанного можно сделать выводы: во-первых, золотое сечение – это один из основных основополагающих принципов природы; во-вторых, человеческое представление о красивом явно сформировалось под влиянием того, какой порядок и гармонию человек видит в природе.

Человек – венец творения природы… Установлено, что золотые отношения можно найти и в пропорциях человеческого тела. Кроме того, человек сам является творцом, создаёт замечательные произведения искусства, в которых просматривается золотая пропорция. Оказывается, что у большинства людей, верхняя точка уха, на рисунке это точка В, делит высоту головы вместе с шеей, т.е. отрезок АС, в золотом отношении. Нижняя точка уха, точка D, делит в золотом отношении расстояние ВС, т.е. расстояние от верхней части уха до основания шеи. Подбородок делит расстояние от нижней точки уха до основания шеи в золотом отношении, т.е. точка Е делит в золотом отношении отрезок DC.

Перейдем к пропорциям тела. Измерения нескольких тысяч человеческих тел позволили обнаружить, что пупок делит высоту человека в золотом отношении. Основание шеи делит расстояние от макушки до пупка в золотом отношении.

Конечно, пифагорейцы не случайно выбрали пентаграмму. Они считали, что этот красивый многоугольник обладает многими мистическими свойствами. Например, число лучей этой звезды представлялось пифагорейцами как число любви: 5 = 2 + 3; 2 – первое женское число, 3 – первое мужское число. Именно поэтому пентаграмма являлась символом жизни и здоровья, ей присваивалась способность защищать человека от злых духов. Чем же интересен этот символ с точки зрения математики? Пентаграмма представляет собой вместилище золотых пропорций! Из подобия треугольников ACD и ABE можно вывести известную пропорцию Интересно, что внутри пятиугольника можно продолжить строить пятиугольники, и золотые отношения будут сохраняться.

ЛОТАРИНГСКИЙ КРЕСТ На рисунке изображен лотарингский крест, служивший эмблемой «Свободной Франции» (организация, которую в годы второй мировой войны возглавлял генерал де Голль). Он составлен из тринадцати единичных квадратов. Установлено, что прямая проходящая через точку А и делящая площадь лотарингского креста на две равные части, делит отрезок ВС в золотом отношении.

ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКА В ЗОЛОТОМ ОТНОШЕНИИ Деление отрезка в золотом отношении – это очень древняя задача, она присутствует в «Началах Евклида», который решил ее геометрически. На отрезке АВ построен квадрат АВС D. Требуется найти точку Y, делящую АВ в среднем отношении. Соединим точку Е – середину АС – с точкой В. На продолжении стороны СА квадрата отложим отрезок Е J = ВЕ. На отрезке AJ построим квадрат AJHY. Продолжение стороны HJ до пересечения с CD в точке К делит квадрат ABCD на два прямоугольника AYKC и YBDK. Существует чисто геометрическое доказательство, что прямоугольник YBDK равновелик квадрату AJHY.

Произвольный отрезок разделите в золотом отношении. Используя полученные отрезки, постройте золотой треугольник, боковой стороной которого является исходный отрезок. На рисунке изображена пентаграмма. Используя данные обозначения и выполнив необходимые измерения, найдите: а) золотые сечения; б) золотые треугольники. Золотым называется такой равнобедренный треугольник, основание и боковая сторона которого находятся в золотом отношении.

Волошинов А.В. Математика и искусство. М., Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М., Журнал «Квант», Из опыта проведения внеклассной работы по математике в средней школе. Сб. статей под ред. П. Стратилатова. – М.: Учпедгиз, Кованцов Н.И. Математика и романтика. Киев, Левитин К. Геометрическая рапсодия. М., Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., Мурадова Р. Обобщающий урок по теме «Золотое сечение». // Математика (Приложение к газете «Первое сентября») Пидоу Д. Геометрия и искусство. – М.: Мир, Прохоров А.И. Золотая спираль // Квант Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М., Смирнова И.М. Уроки стереометрии в гуманитарных классах // Математика в школе – 6. Хогарт В. Анализ красоты. М., Энциклопедический словарь юного математика. М., 1989.

Как сказал Г. Галилей «Природа говорит языком матеметики.» «Природа – есть замечательный сад гармонии.»