Формирование позитивной «Я – концепции» у обучающихся через интеграцию программы «Здоровье» под редакцией В.Н. Касаткина в УВП современной школы
Человек только там удовлетворяет других, где он удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы Людвиг Фейербах
Цель презентации: показать систему работы по формированию позитивной «Я – концепции» у учеников на уроках и во внеклассной деятельности
Условия возникновения опыта
Модель интеграции программы «Здоровье» Уроки здоровья (1 час в неделю) с 1 по 7 классы (за счет школьного компонента) Интегрированные уроки по всем предметам с 1 по 11 классы Федеральная программа «Здоровье» Классные часы, Дни здоровья, вечера, акции и т.д. «Школа здоровья» для родителей Наглядная агитация Клубы по интересам для учащихся: «Юный психолог», «Я – гражданин» Воспитательные проекты Психологические тренинги Сотрудничество с социальными институтами по сохранению и укреплению здоровья
Программа «Здоровье» имеет 7 разделов: Самопознание Я и другие Гигиенические правила и профилактика инфекционных заболеваний Питание и здоровье ОЛБ и профилактика травматизма Культура потребления медицинских услуг Предупреждение употребления ПАВ
Уровни усвоения
«Я – концепция»
Позитивная «Я – концепция» приближенный к действительности «Я – образ» обучающегося адекватная самооценка уверенность в себе способность к самоконтролю способность приобретать полезные привычки
Формирование позитивной «Я – концепции » «Я – концепция» Урок S-S Урок S-S Урок S-S Урок S-S Урок S-S Урок S-S Самопознание Я и другие Гигиенические правила и профилактика инфекционных заболеваний Питание и здоровье Основы личной безопасности и профилактика травматизма Культура потребления медицинских услуг Предупреждение употребления психоактивных веществ Урок S-S
Модель интегрированного урока Цель урока химии (в том числе по программе «Здоровье») Мотивация Урок закрепления знаний. Закрепление Основная часть интегрированного урока Актуализация опорных знаний (в том числе по разделу программы «Здоровье») Урок обобщения знаний Обобщение Формирование представления, отношения к представлению, стратегии поведения или одного из этих уровней усвоения. Урок новых знаний: воспроизведение учебного материала, осмысление, закрепление Проверка усвоения, в том числе по программе «Здоровье» Самоанализ, рефлексия Анализ
Интеграция программы «Здоровье» в курс по общеобразовательному предмету
Сроки изучения основных разделов программы «Здоровье» «Самопознание» – «Я и другие» – «Гигиенические правила и профилактика инфекционных заболеваний» – Питание и здоровье – «ОЛБ и профилактика травматизма» – «Культура потребления медицинских услуг» – «Предупреждение употребления ПАВ» – 20.05
Тематическое планирование Раздел программы «Здоровье», сроки, содержание Раздел программы по предмету, сроки, содержание Элемент тематического планирования
Концепция интегрированного урока усвоение элементов содержания программы «Здоровье» на трех уровнях: формирование представления, отношения к представлению, стратегий поведения интеграция элементов содержания программы «Здоровье» в урок организация рефлексии на уроке
Основные методы и средства, способствующие формированию позитивной «Я – концепции» в рамках интегрированного урока частично-поисковый метод метод подготовки сообщения обучающимися на какую-либо тему социологический опрос интерактивные методы моделирование ситуации выбора предложение готовой модели поведения анкетирование
Мониторинг уровень сформированности знаний учеников о их здоровье (когнитивная составляющая «Я – концепции») уровень толерантности обучающихся (поведенческая составляющая «Я – концепции») уровень поведенческих рисков обучающихся, позитивных «новообразований» в поведении детей уровень сформированности самооценки у обучающихся
Социальное проектирование Детский социально значимый проект «Курению нет, вот наш ответ!» Сроки реализации – –
Результативность Расширились и углубились знания всех обучающихся (100%) о их здоровье (когнитивная составляющая «Я – концепции»). Произошли позитивные изменения в вопросах профилактики и укрепления здоровья у 75% обучающихся (поведенческая составляющая «Я – концепции»). Произошло повышение мотивации к изучению химии, так как ученики видят применение предметных знаний в жизни. Появились и укрепились новые полезные привычки (активный отдых, сбалансированное питание) у 92% обучающихся (поведенческая составляющая «Я – концепции»). Имеет место повышение качества знаний учеников с 37,5 до 43%. Снизилась заболеваемость детей.
100% старшеклассников получили возможность бесплатно обследоваться в ноябре 2004 года в клинике, дружественной к молодежи при Алтайском краевом Центре по профилактике и борьбе со СПИДом. Среди 41 обследованных воспитанников автора опыта не выявлено ни одного зараженного инфекциями: ВИЧ-, гепатиты-,PW- (поведенческая составляющая «Я – концепции»). У всех обучающихся улучшились навыки позитивного общения (поведенческая составляющая «Я – концепции»). Активно развивается творческий потенциал, активность обучающихся. Морозов Костя, учащийся 10В класса стал победителем теоретического тура по вопросам сохранения и укрепления здоровья III краевой олимпиады «Здоровье будущего» и губернаторским стипендиатом в 2005 году. Повысилась объективность самооценки в области здоровьесбережения у 75% обучающихся.
Перспективы развития опыта поиск новых форм, приемов интеграции увеличение степени интеграции разработка учебно-тематических планов отработка представленной модели по другим предметам и создание комплексной модели интеграции совершенствование системы мониторинга
Приглашаем к сотрудничеству! АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН, П. ПРУТСКОЙ, УЛ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ 43А. МОУ ПРУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТЕЛ(ФАКС) 8(38581) ДИРЕКТОР ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ПЕРЕВЕРЗЕВА ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА НАШИ КООРДИНАТЫ