Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1
Результат образования Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. 1. Человек самостоятельный: способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации. 2. Человек познающий: обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями. 3. Человек, умеющий жить среди людей способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что- то сообща. ОС «Школа 2100» функционально грамотная личность ФГОС: портрет выпускника (подтверждено исследованиями психологов РАО) 2
3 Как сделать так, чтобы цель не была просто декларацией? Функционально грамотная личность Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизненные задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные и общеучебные умения
ФГОС (2008 г.): результат в виде универсальных учебных действий Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно- смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма) Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений
Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Оценка отношений человека и общества Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Литература как система образов роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития Физика Общие законы природы Матем. язык Математика Логические рассуждения
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Компетентностные задачи Занимательные и нестандартные задачи Вместо оценки авторской предложить ребенку оценить ситуацию самому
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Определите площадь прямоугольника Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
2. Использовать в комплексе технологии «Школы 2100». Отказ от манипулятивной парадигмы образования
Технологии, заложенные в учебники «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности): чтение и понимание текстов Технология оце нивания учебных успехов: контроль результатов
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому традиционный урок ? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с 1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери- ала
Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог? 1.Организационные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – работать в диалоге 3.Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) 1) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек должен уметь читать любые тексты. А учит ли этому «традиционная» школа? ЖИЗНЬ: Традиционный урок чтения: Учитель готовит детей к восприятию текста Первым новый текст читает учитель Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ
3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности? 1.Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) 2.Интеллектуальные – извлекать информацию из текста 3.Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения 4.Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оценивания ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе) КТО: Учитель ТО учебных успехов ЧТО: решение задач – оценка + отметка КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге +еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизни ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика) КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев- ники
Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов? 1.Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2.Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3.Интеллектуальные – логически обосновывать свои выводы 4.Оценочные – толерантное отношение к иным решениям
Системность, непрерывность, преемственность 18
БЕССИСТЕМНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации
БЕССИСТЕМНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»
Развивающая образовательная среда – основа нового образовательного результата Педагог ОцениваниеВнеклассная жизнь Одноклассники
Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) Обогащение внеклассной жизни школы От «оракула» к «помощнику» Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка