Паневина Г.Н., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО Система сопровождения олимпиадного движения в Хабаровском крае: проблемы и перспективы развития
Сопровождение школьного этапа олимпиады Цель: мотивация на участие в предметных олимпиадах Условие: развивающая среда образовательного учреждения и организация учителем деятельности ученика Формы: школьные элективные курсы, внеурочные занятия: предметные кружки, разновозрастные клубы, самостоятельная работа в компьютерных классах с обучающими программами, изучение книг школьной библиотеки и школьного кабинета
Проблемы - перспективы Не высокий интерес к школьному предмету (науке) Не желание дополнитель но заниматься Невысокие результаты победителей на муниципальн ом этапе олимпиады Разработка авторского элективного курса «Решение олимпиадных задач» и обмен с коллегами Создание журнала по предмету и его заполнение школьниками (устного, демонстрационного или электронного) Проведение предметных недель Совместное чтение н/м журналов, газеты «Первое сентября» Обмен электронными дисками Школьные научные общества учащихся Встречи с учеными, преподавателями
Сопровождение муниципального этапа олимпиады Цель: научить самостоятельно готовиться к предметным олимпиадам Условие: Развивающая среда муниципалитета и методическая помощь в организации самостоятельной подготовки школьникам Формы: занятия в учреждениях дополнительного образования, дистанционные курсы, чтение научно- популярных изданий.
Проблемы - перспективы Удаленность школ от муниципальн ых библиотек, учреждений дополнитель ного образования Отсутствие компьютерн ых обучающих программ на носителях Создание ресурсных центров в муниципалитетах (базовых школ для проведения муниципальных олимпиад и подготовке к региональным) Школы при вузах (вечерние, воскресные, дистанционные) Семинары - практикумы по организации практических туров (ОБЖ, биология, экология, география, химия, физика) Приглашение учителей из других школ (межшкольные элективные курсы) Встречи с учеными (лекторий)
Сопровождение регионального этапа олимпиады школьников Цель: обучение победителей муниципального этапа предметных олимпиадах, знакомство с различными видами олимпиадных заданий Условие: Развивающая среда регионального образовательного пространства Формы: зимняя школа в рамках проведения олимпиады
Проблемы - перспективы Отсутствие наставников Недостаток пособий и комментарий по работе с ними Нет дистанционной поддержки Недостаточно количество часов на сборах Совпадение времени при очной подготовке даже к двум олимпиадам Краевая школа олимпийского резерва при вузах с привлечением ученых (очно- заочная, с сопровождением учреждений дополнительного образования) Летняя краевая школа с более длительным периодом практической подготовки и последующим дистанционной поддержкой ее преподавателями
Подготовка школьников к заключительному этапу всероссийской олимпиады Цель: психологическая поддержка и консультационная поддержка Условие: Развивающая среда образовательного пространства России Формы: краевые учебно-тренировочные сборы, самостоятельная работа с подбор кой литературы из библиотеки ХК ИРО и информационных Интернет- ресурсов
Проблемы - перспективы Недостаточно высокие результаты Нет участия в международных олимпиадах заинтересованности Составление программы сопровождения преподавателей вузов победителей региональных олимпиад (методистами ХК ИРО) Поочередное сопровождение преподавателями в течение года (с помощью кураторов дополнительного образования)
Зимняя школа в рамках олимпиады Опорная школа - ресурсный центр подготовки участников регионального этапа Кружки, клубы, факультативы Индивидуальные летние задания Изучение литературы, Интернет-ресурсов, журналов, электронных пособий Олимпийские сборы участников заключительного этапа пи ВУЗах
Предложения 1.Организовать для учителей конкурс на лучший элективный курс по подготовке к олимпиадам ( по окончании конкурса на сайте ХК ИРО будет выставлена копилка элективных курсов) 2.В программу развития олимпиадного движения з аложить статью на финансирование р азработк и дистанционных курсов для школьников ( преподавателями вузов по рекомендациям региональных предметно-методических комиссий ) 3.Привлечь дополнительное образование в систему подготовк и школьников к олимпиадам (в соответствии с новыми задачами) 4.Рассмотреть вопрос о замене учебно-тренировочных сборов по всем предметам сразу на недельные сборы накануне выезда на олимпиаду. 5.Изучить возможности по о рганизации летней школы ( или смен)по профилям олимпиад