ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка» Е.В. Бондаревская
В этой парадигме позиция учителя - Оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление видеть перспективы развития личностного потенциала и умение максимально стимулировать это развитие Отношение к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, способной учиться по собственному желанию и выбору. Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и созидательные), мотивацию и содействие их обретению и развитию.
ПРАВИЛО ТРЕХ «П» Понимание – умение видеть ребенка «изнутри», смотреть одновременно с двух точек зрения – своей и ребенка, видеть побудительные мотивы и уметь их реализовывать. Принятие – безусловное положительное отношение к индивидуальности, признание его уникальности. Признание – давать ребенку определенные права и возлагать на него ответственность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОГОВОР ДИАЛОГ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Договор способствует формированию активности и самостоятельности Первый этап – договориться говорить об ошибках, обсуждать проблемы и трудности. Второй этап – анализ действий Третий этап – «Ошибка, на твой взгляд произошла из-за …»; «Как ты думаешь, что может исправить данное положение?»
Диалог ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию. Из всех видов учебной деятельности наиболее предрасположенными к организации диалога являются: учебно-исследовательская деятельность (выполнение лабораторных и практических работ, написание рефератов, теоретическое обоснование проблемы или способа ее решения, работа с историческими первоисточниками, защита творческих проектов организация диспутов и дискуссий (определение собственного мнения по одной из предложенных актуальных тем, выработка системы аргументации, умения логично и обоснованно доказать ценность предложенной оценки, способа деятельности и т.д.), семинаров применение заданий, требующих развернутой аргументации, выдвижения гипотезы, ее доказательства на основе известных алгоритмов действия, правил и законов, сравнения различных точек зрения и выбора, обоснования собственной позиции; организация групповой работы учебное комментирование проведение учеником (а не учителем) фрагмента урока или целиком урока
Обратная связь - с пособность к рефлексии. Простимулировать ученика можно с помощью таких вопросов: Что ты запомнил в ходе урока? Что ты понял а процессе урока? Что вызвало наибольшие трудности? Какие обсуждаемые на уроке проблемы вызвали у тебя наибольший интерес?
Принципы обратной связи 1- обратная связь должна носить описательный, а не оценочный характер, поскольку последний усиливает защитное поведение учеников; 2- обратная связь должна быть соотнесена, направлена на те стороны поведения, которые возможно изменить. Неоправданным является использование обратной связи в отношении, например, возраста, прежних успехов или неудач, физического состояния учащихся, отношений в их семьях, поведения родителей и т.д.; 3- обратная связь наиболее эффективна, когда выступает как просьба, а не требование и навязывание определенных действий другому;
Ситуация успеха мотивирует дальнейшую деятельность, активную позицию На мотивационном этапе (стремление к выполнению задания) На организационном этапе (посильные задания) На результативном этапе (оценка значимости достигнутого результата)