Moscow
ОТЧЕТ по проекту ФЦПРО «Разработка и внедрение комплекса программ «социальное управление» в сфере профессионального и дополнительного образования»
Виды работ I.1.Разработка концепции содержания нового направления профессиональной подготовки «Социальное управление». I.2.Разработка и внедрение комплекса программ по направлению профессиональной подготовки «Социальное управление». I.3. Разработка комплекта учебно- методических материалов по направлению профессиональной подготовки «Социальное управление».
Концепция содержания нового направления профессиональной подготовки «Социальное управление» определяет: уровни и формы реализации программ профессионального образования; условия реализации программ профессионального образования; требования к профессиональным компетенциям лиц, успешно освоивших программы профессионального образования; структуру программ профессионального образования и соотношение видов дисциплин в указанных программах; взаимоотношение с профессиональным образованием по смежным образовательным направлениям (государственное и муниципальное управление; менеджмент);
Концепция содержания нового направления профессиональной подготовки «Социальное управление» определяет: соотношение с аналогичными зарубежными направлениями профессионального образования (направление social work и public administration); основные принципы и элементы текущей и итоговой государственной аттестации лиц, обучающихся по программам профессионального образования; оценку и контроль реализации программ профессионального образования. Кроме того, в субъектах Российской Федерации как правило имеются нормативные правовые акты, определяющие нормативную правовую базу соответствующих технологий.
Уровни реализации программ профессионального образования по направлению «Социальное управление» Программа высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальное управление», уровень подготовки – бакалавр социального управления; Программа высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальное управление», уровень подготовки – магистр социального управления; Программа дополнительного профессионального образования для получения дополнительной квалификации «Специалист по социальному управлению – Master of Public Administration (MPA)"; Программы повышения квалификации для специалистов в области «социальное управление».
Формы реализации программ профессионального образования по образовательному направлению «социальное управление» 1. Программы основного профессионального образования уровней: Бакалавр социального управления» Магистр социального управления», Дополнительное профессиональное образования уровня «Специалист по социальному управлению – Master of Public Administration (MPA)" - очная форма, с отрывом или с частичным отрывом от работы. 2. Программы повышения квалификации для специалистов - очная и заочная формы, с отрывом или с частичным отрывом от работы.
Условия реализации программ профессионального образования по образовательному направлению «Социальное управление» 1.Расширение сектора некоммерческих организаций. 2.Разработка и утверждение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальное управление (социальный менеджмент)» 3.Разработка и утверждение Государственных требований к минимуму содержания образовательной программы и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации по образовательному направлению «социальное управление (социальный менеджмент)».
Условия реализации программ профессионального образования по образовательному направлению «Социальное управление» 4.Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений по данному образовательному направлению. 5.Реализация программ силами профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, а также привлекаемыми специалистами- практиками. 6.Учебно–методическое и информационное обеспечение учебного процесса на основе свободного доступа обучаемых к базам данных и библиотечным фондам, имеющимся в учебном заведении.
Условия реализации программ профессионального образования по образовательному направлению «Социальное управление» 7.Материально-техническое обеспечение учебного процесса. 8.Лабораторная, дисциплинарная и междисци- плинарная подготовка. 9.Практическая и научно-исследовательская работа студентов. 10.Мастер-классы, практики и стажировки: в социальных департаментах, государственных некоммерческих организациях и структурах, функционирующих в сфере социального управления, в образовательных учреждениях профессиона- льного образования.
Требования к уровню подготовки (профессиональным компетенциям) лиц, успешно освоивших программы по направлению «социальное управление» 1. Комплексы ключевых профессиональных компетенций соответствуют следующим уровням программ: уровень подготовки – бакалавр социального управления; уровень подготовки – магистр социального управления; уровень подготовки - «Специалист по социальному управлению – of Public Administration (MPA)" (дополнительное образование); уровень подготовки - повышение квалификации для специалистов в области «социальное управление». 2. Комплексы ключевых профессиональных компетенций основываются на профессиональных качествах выпускников, вырабатываемых в рамках программ по социальному управлению.
Профессиональные качества включают в себя (по уровням программ): качество общественного служения, стремление работать для общества; качество лидера, умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь; качество ответственности за принятые решения, умение оценивать последствия решения; качество командной работы, умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;
Профессиональные качества включают в себя (по уровням программ): качество аналитика, умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний, систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (для магистров); качества ученого и исследователя, способность создавать новое знание в области социального управления, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями в областях социального управления, представлять результаты своих исследований для других специалистов (для магистров); качество преподавателя, способность разрабатывать образовательные курсы и программы с использованием различных образовательных технологий, реализовывать эти курсы и программы, обеспечивать их методическое сопровождение (для магистров).
Ключевые компетенции бакалавров социального управления группируются в четыре основных профиля (блока): организационно-управленческие компетенции, включая компетенции социального лидерства и компетенции взаимодействия с муниципальными и государственными органами; правовые компетенции, включая компетенции нормативного правового обеспечения деятельности некоммерческих и иных организаций, функционирующих в сфере социального управления; экономические компетенции, включая компетенции обеспечения финансовой деятельности организаций, компетенции фондрайзинга; социально-культурные компетенции, включая знания, умения и навыки управления в различных социальных группах, работы с разными категориями граждан.
Магистр должен обладать профессиональными компетенциями, достаточными для исполнения работ по следующим направлениям профессиональной деятельности: нормативно-правовая; проектно-аналитическая; организационно-управленческая; контрольно-надзорная; научно-исследовательская; преподавательская; консалтинговая; экспертная.
Ключевые компетенции магистров группируются в четыре основных профиля (блока): компетенции стратегического мышления, в том числе компетенции исследовательского, аналитического и обучающего (преподавание) планов; компетенции общего управления неком- мерческими и иными организациями, функционирующими в сфере социального управления; компетенции управления ресурсами организации; компетенции долгосрочного «выстраивания» (организации) всего спектра контактов (коммуникации) с внешней и внутренней средой.
Структура программ профессионального и дополнительного профессионального образования по образовательному направлению «социальное управление включает определение: общей нормативной трудоемкости программы и объема аудиторной и самостоятельной работ по программе; соотношение объемов нормативной трудоемкости циклов дисциплин; объемы нормативной трудоемкости по видам дисциплин и работ, по специализациям; агрегированные параметры соотношения видов дисциплин, далее уточняемые в учебном тематическом плане и в базовом учебном плане программы.
Текущая и итоговая государственная аттестация слушателей, обучающихся по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению «социальное управление» 1. Оценка знаний по программам (экзамены, тесты, проекты, курсовые и контрольные работы). 2. Итоговая государственная аттестация (защита выпускной квалификационной работы) 3. Для программ уровня бакалавриата и магистратуры - Государственный междисциплинарный экзамен. 4. Для программ повышения квалификации - итоговые испытания в виде зачета, круглого стола с оценкой индивидуального вклада слушателей и т.д.
Оценка и контроль реализации программ профессионального образования в области «Социальное управление» 1. Полномочия Наблюдательного совета: - анализ и утверждение программ учебных курсов, устранение дублирования содержания курсов в учебном процессе; - взаимодействие с организацями-работодателями; - формирование фонда учебно-методической литературы; - контроль качества преподавания дисциплин. 2. Критерии оценки реализации программ учитывают: - структуру и состав учебных курсов (предметов, тренингов, семинаров и т.д.); - структуру и состав приглашенных преподавателей- практиков, состав штатных преподавателей, в том числе, приглашенных из иных образовательных учреждений и центров;
Оценка и контроль реализации программ профессионального образования в области «Социальное управление» - характер и содержание деятельности в процессе прохождения стажировок, практик и написания индивидуальных и групповых аналитических, проектно-исследовательских работ; - практическое соединение образовательной и проектно- исследовательской работы в рамках программ; - качество образования на основе используемых в международной и российской практике критериев (включая индекс динамики карьерного роста выпускников программы, отзывы работодателей, опросы самих слушателей и т.д.) и др. 3. Главным элементом оценки эффективности программ по социальному управлению является востребованность выпускников и их трудоустройство.
На основании результатов оценки принимается решение: о корректировке программ; о предложениях по распространению и использованию опыта образовательных учреждений по ведению программ по направлению подготовки «Социальное управление (социальный менеджмент)».
По итогам работ были получены следующие результаты, соответствующие требованиям Государственного контракта: Аналитический обзор отечественного и зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов для решения задач социального управления (объем 4 п.л.). Концепция содержания нового направления профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования «Социальное управление» (объем – 2,5 п.л.). Требования к программному обеспечению нового направления профессиональной подготовки «Социальное управление» (объем – 0,5 п.л.). Комплекс программ по направлению подготовки «Социальное управление» (18 программ подготовки бакалавров, 10 программ подготовки магистров общим объемом свыше 12 п.л.). Комплект учебно-методических материалов по направлению «Социальное управление» (объем свыше 10 п.л.).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !