НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Деятельность государственных, МОУ регулируется: Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о соответствующем типе образовательного учреждения, Разрабатываемыми на их основе уставами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Муниципальные органы управления образованием рекомендуют для подготовки правовой основы деятельности образовательных учреждений необходимый минимум локальных актов, направленных на регулирование разных видов внутренних и внешних связей образовательных учреждений.
Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают необходимое количество локальных нормативных актов.
Комплекс взаимосвязанных подсистем обеспечения: информационного; научно-методического (исследовательского); учебно-методического; аттестационно-диагностического; нормативно-правового; финансового и материально-технического; социально-психологического; профессионально-правовой защиты.
Конечная цель: сформированность нормативно-правовой основы деятельности методической службы в образовательном учреждении в соответствии с федеральными, муниципальными (региональными) нормативными актами для запуска эффективных механизмов развития образования.
Содержание нормативно- правового обеспечения 1)выполнение нормативных требований вышестоящих организаций, направленных на реализацию основных положений государственной политики в области образования; 2)создание нормативных актов, регулирующих взаимоотношения всех субъектов методической работы, а также локальных актов, стимулирующих творчество учителей и инновационную деятельность.
Задача методического аудита: изучение состояния нормативно-правовой подсистемы, поддерживающей методическую деятельность в образовательных учреждениях.
Важно установить: соответствие нормативно-правовой документации, существующей в образовательном учреждении, выбранной модели методической работы, выполнение требований Закона РФ «Об образовании» в аспекте требований к организации методического обеспечения учебного процесса и повышению квалификации педагогических кадров.
Алгоритм проведения аудита I этап. Характеристика модели методической работы в образовательном учреждении. II этап. Наличие документов и соответствия их модели методической работы. III этап. Выводы. Обсуждение результатов на уровне МО. Модель методической работы в ОУ Обобщение результатов Состояние нормативно- правового обеспечения MP
Бланк задания
1.1.Определение места методической работы в системе функционирования ОУ 1.Устав 2.Концепция развития школы 3.Программа развития школы 4.Положение о методической работе в ОУ 5.Положение об информационно- методическом кабинете
2.Управление методической работой 1.Должностные инструкции руководителей школ в аспекте организации методической работы 2.Должностные инструкции руководителей МО 3.Должностные инструкции руководителей кафедр 4.Должностная инструкция руководителя и члена методического совета 5.Должностные инструкции председателя педагогического и методического советов 6.Должностные обязанности учителя
3.Органы самоуправления в системе управления методической работой 1.Положение о педагогическом совете 2.Положение о методическом совете 3.Положение о малом педагогическом совете
4.Статья 32, п. 20 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений» 1.Положение о МО 2.Положение о кафедре 3.Положение о педагогическом консилиуме 4.Положение о медико-психолого- педагогической комиссии 5.Положение (либо другой локальный акт) о временно созданной проблемной группе 6.Положение о постоянно- действующем семинаре 7.Положение о микропедагогических коллективах 8.Положение о школе молодого специалиста 9.Положение о лаборатории педагогического опыта
5. Статья 32, п. 4 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Компетенция и ответственность ОУ - уровень квалификации кадров». Содействие повышению квалификации членов педагогического коллектива 1.Устав 2.Должностная инструкция учителя 3.Договор о взаимодействии администрации и учителей (перспективный документ, отражает новые отношения участников образовательного процесса) 4.Отдельная глава плана методической работы «Повышение квалификации педагогических кадров» 5.Картотека педагогических кадров, отражающая учет курсовой подготовки учителя
6.Статья 32, п. 5 «Компетенция и ответственность ОУ – организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса» 1.Концепция развития ОУ 2.Пояснительная записка к учебному плану
– Регламентация выбора УМК – Содействие органи- зации познаватель-ной деятельности школьников – Использование материалов промежуточной и итоговой аттестации – Взаимодействие по организации учебного процесса 1.Положение об олимпиаде школьников 2.Положение об интеллектуальном марафоне 3.Положение о НОУ 4.Положение о координационном совете НОУ 5.Положение о научной конференции школьников 1.Положение о МО 2.Положение о кафедрах 3.Приказ по итогам учебного года 4.Положение об итоговой аттестации школьников 1.Договор о взаимодействии ОУ с учреждениями дополнительного образования 2.Договор о взаимодействии с вузами
7.Поддержка организационно- методических мероприятий (в соответствии с планом работы) 1.Приказ по проведению мероприятия (методический день, педагогический совет) 2.Положение о смотре кабинетов 3.Положение о научно- методической конференции 4.Положение о конкурсе «Учитель года»
8.Единая методическая тема и её функциональная заданность в системе методической работы 1.Положение о работе над ЕМТ 2.Концептуальное определение направлений и форм работы над темой
9.Стимулирование и поощрение за участие в методической работе ОУ 1.Положение о дифференцированной оплате за заведование кабинетом 2.Показатели оценки и формы поощрения педагогических работников 3.Приказы о поощрении - благодарности, грамоты, отгулы и т.п.
Анкета
По рейтингу значимости По рейтингу значимости: Положение о методическом совете, Положение о педагогическом совете, Положение о методическом объединении, Положение об учебном кабинете, Должностные инструкции участников методической работы.
Наиболее часто используемые в работе документы Наиболее часто используемые в работе документы: Закон РФ «Об образовании», Устав образовательного учреждения, Положение о научно-методическом совете.
Значимость локальных актов Значимость локальных актов: поддержка регулирования работы; решение спорных вопросов, возникающих в ходе методической работы; определение границ компетентности в решении методических вопросов; возможность избежать конфликтных ситуаций; представление об ориентирах при оценке результата работы и т.п.
Перечень локальных актов, поддерживающих нормативно-правовое обеспечение MP в ОУ 1.Должностные инструкции (распределение обязанностей) 2.Положение о Педагогическом Совете 3.Положение о методическом совете 4.Положение о МО 5.Положение о педагогическом консилиуме 6.Положение о временной проблемной группе 7.Положение о творческой группе, временной творческой группе 8.Положение о кафедрах 9.Положения о конкурсах 10.Положение об олимпиаде школьников 11.Положение о работе над единой методической темой 12.Положение о стимулировании методической работы, поощрении 13.Распоряжение об утверждении материалов устных экзаменов итоговой аттестации 14.Распоряжение (положение) о повышении квалификации педагогических кадров 15.Положение о НОУ (роль учителя) 16.Координационный совет НОУ (положение) 17.Положение о научной конференции школьников I (роль учителя) 18.Положение о постоянно действующих семинарах 19.Должностные обязанности руководителя МО, профобъединения 20.Положение о методической работе 21.Положение о методическом кабинете 22.Положение о работе микропедагогических коллективов 23.Должностные обязанности учителя 24.Положение об итоговой научно- методической конференции 25.Концепция. Программа развития школы 26.Положение о смотре кафедр 27.Положение о малом педагогическом совете 28.Положение о смотре кабинетов