Регулирование страховых отношений в Украине Василий Волга Председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Ежегодная Международная конференция по страхованию мая 2010 Российская Федерация, г. Владимир
Количество страховщиков в Украине Всего страховщиков в Реестре на в т.ч. Non-Life 378 в т.ч. Life 72 в т.ч. с иностранными инвестициями 107 2
Основные показатели развития страхового рынка Украины 2009 год : Доля в ВВП – 2,2% Активы – 42,0 млрд.грн. (3,7 млрд.) +0,1% Статутные фонды – 14,9 млрд.грн. (1,3 млрд. ) +12,6% Страховые резервы – 10,1 млрд.грн. (0,9 млрд. ) -7,0% Страховые премии – 20,4 млрд.грн. (1,8 млрд. ) -14,9% Страховые выплаты – 6,7 млрд.грн. (0,6 млрд. ) -4,4% 3
Исходящее перестрахование с нерезидентами в 2009 году, млн. 4
Присутствие иностранного капитала в статутных фондах страховщиков По состоянию на на страховом рынке Украины зарегистрировано 107 страховых компаний с иностранным капиталом (23,7% всех зарегистрированных страховщиков (450)), из них 78 «рисковых» страховых компаний, и 29 страховщиков по страхованию жизни в 15 страховых компаниях доля иностранного капитала составляет 100% (из них 8 «рисковых» страховых компаний, и 7 страховщиков по страхованию жизни). Доля иностранного каптала в статутных фондах страховщиков составляет 3,4 млрд. грн. (300 млн.евро). 5
Доля иностранного капитала в статутных фондах страховых компаний в разрезе стран Сегодня в Украине успешно работают AIG, PZU, Grave, QBE Vienna Insurance Group, UNIQA, Allianz и другие иностранные компании 6
7 Условия вхождения на страховой рынок Украины иностранных компаний отсутствуют ограничения доли нерезидентов в уставных фондах страховых компаний; отсутствуют ограничения открытие дочерних структур иностранных страховых компаний; одинаковое законодательство для страховых компаний- нерезидентов и дочерних структур нерезидентов; отсутствуют ограничения для лиц-нерезидентов, занимающих руководящие должности в страховых компаниях. Ограничения работы прямых филиалов иностранных страховых компаний будет снят в мае 2013 года после завершения переходного периода с момента вступления Украины в ВТО.
8 Условия работы иностранных страховщиков на украинском страховом рынке (через 5 лет после вступления в ВТО) Условия допуска филиалов страховщиков-нерезидентов: наличие гарантийного депозита на счетах украинских банков; размещение страховых резервов филиалов страховщиков-нерезидентов на территории Украины; страна регистрации нерезидента относится к странам, участвующим в международном сотрудничестве в сфере борьбы с отмыванием "грязных" средств; в стране регистрации нерезидента осуществляется надзор за страховой деятельностью; рейтинг финансовой надежности соответствует требованиям, установленным Госфинуслуг; наличие безотзывного обязательства страховщика-нерезидента по безусловному выполнению им своих обязательств, возникших в связи с деятельностью его филиала в Украине.
9 падение фондового рынка; увеличение рисков, связанных с инвестированием активов финансовых учреждений, и невозвращения предоставленных займов (кредитов); недоверие населения к финансовым учреждениям, в том числе из причин затягивания или отказа выполнения финансовым учреждением своих обязательств по заключенным договорам; валютно-курсовая нестабильность; Проявления финансового кризиса в Украине (1)
10 отсутствие взаимодействия между банками и небанковскими финансовыми учреждениями по обеспечению доступа последних к средств размещенных на депозитных счетах; сохранение негативных инфляционных ожиданий населения; опасность дальнейшей тенизации экономики; переоценка стоимости инвестиционных активов через валютный, кредитный и другие риски привела к уменьшению объемов чистых активов финансовых учреждений и, как следствие, может критически повлиять на способность выполнения учреждением своих обязательств Проявления финансового кризиса в Украине (2)
Изменение внешней среды, в частности, проявления мирового финансового кризиса, выявили перечень проблем на рынках финансовых услуг, среди которых: недостаточная капитализация финансовых учреждений; несовершенство требований к качеству и диверсификации, ликвидности активов страховщиков; дисбаланс между ожидаемой доходностью и способностью компенсировать принятые риски; отсутствие эффективной системы защиты прав потребителей страховых услуг; недостаточный уровень прозрачности деятельности страховщиков; ограниченные институциональные возможности регулятора, что отобразилось на принятии менее эффективных мер по надзору и регулированию страхового рынка. 11
12 Первоочередные меры, предпринятые Госфинуслуг разработан и выполняется Антикризисный план; активизация взаимодействия с Национальным банком Украины (НБУ); рассмотрение возможности создания Фонда гарантирования страховых выплат за счет средств страховщиков на счету НБУ; усиление контроля за «схемными» страховщиками; пересмотр требований к представлению средств страховых резервов; внедрение механизма временных администраций
Система надзора за финансовыми учреждениями, основанная на контроле за соблюдением правил, не оправдала себя переход к системе надзора на основе оценки рисков была проведена реорганизация Госфинуслуг и осуществлен переход от отраслевой организационной структуры к структуре функциональной Мировой финансовый кризис – толчок к пересмотру принципов надзора 13
14 В результате в Госфинуслуг создан отдельный департамент пруденциального надзора, основным задачам которого относится выявление рисков деятельности поднадзорных финансовых учреждений на основе анализа показателей их деятельности в составе отчетных данных, предоставляемых ими Регулятору. Одновременно, соблюдение принципов надзора на основе оценки рисков сосредоточивается не только в департаменте пруденциального надзора - они являются основой для планирования инспекционной деятельности в одноименном департаменте и департаменте временного администрирования финансово-кредитных учреждений, занимающийся надзором за финансовыми учреждениями, в которых наблюдаются признаки неплатежеспособности, критические нарушение требований законодательства о финансовых услугах и другие проблемные вопросы.
Направления реформирования системы надзора в Украине (1) интеграция государственного регулирования и надзора; внедрение надзора на основе рисков; расширение полномочий, необходимых для осуществления эффективного надзора: получения информации о конечных владельцах; надзор в масштабе группы; совершенствования процедуры отзыва лицензии и прекращения деятельности финансовых учреждений, в том числе с привлечением института временных администраторов; обеспечение надлежащего уровня финансирования деятельности и технического обеспечения; 15
привлечение достаточного количества работников соответствующего профессионального уровня; сотрудничество с другими органами надзора других стран и обмен с ними информацией с соблюдением требований конфиденциальности; предоставление взаимного доступа к наблюдательного информации в пределах компетенции органа. Направления реформирования системы надзора в Украине (2) 16
принятие новой редакции Закона Украины "О страховании"; изменения к Лицензионным условиям осуществления страховой деятельности (анализ бизнес-плана, упрощение и сокращение регуляторных процедур); внедрение и становления института актуариев; контроль за надлежащим выполнением страховщиками обязательств по заключенным договорам страхования и перестрахования; Направления государственного регулирования страхования (1) 17
капитализация сектора; недопущение неплатежеспособности страховщиков путем: установления требований к чистым активам; установления требований по размещению средств страховых резервов; расширения объема информации для раскрытия в отчетных данных; повышения прозрачности деятельности страхового рыка, в частности, путем введения составления отчетности по МСФО; внедрения стресс-тестирования; всестороннее развитие современных форм и методов работы на финансовых рынках; Направления государственного регулирования страхования (2) 18
всестороннее содействие разработке и внедрению новых видов обязательного страхования; совершенствование системы автострахования; внедрение социально ориентированных видов страхования: обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, агрострахования. Направления государственного регулирования страхования (3) 19
Госфинуслуг обнародован проект Концепции внедрения пруденциального надзора за небанковскими финансовыми учреждениями и Программы развития системы пруденциального надзора за небанковскими финансовыми учреждениями. Концепция разработана с целью внедрения пруденциального надзора за страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами и кредитными союзами. Ориентиром для страховых компаний избрана система Solvency II. Введение пруденциального надзора позволит: уменьшить надзорную нагрузку на финансовые учреждения, деятельность которых не несет угрозы невыполнения обязательств перед существующими клиентами, усилить надзор за учреждениями, деятельность которых является или может являться угрозой для выполнения таких обязательств; защитить интересы потребителей финансовых услуг, предотвращать наступление неплатежеспособности и обеспечить финансовую устойчивость финансовых учреждений путем применения соответствующих корректирующих мер. 20
Спасибо за внимание! Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины 21