«Каким должен быть современный урок?» Цель: Помочь учителям усовершенствовать урок, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, активизировать творческое мышление педагогов Докладчик: Мисрокова М.П. - заместитель директора по УВР
Шевхужева Тамара Дмитриевна Учитель высшей квалификационной категории Отличник народного просвещения РФ
Куашева Валерия Александровна Учитель высшей квалификационной категории.
Мамышева Альбина Галиевна Учитель высшей квалификационной категории
Машукова Рита Хамидовна Учитель истории и обществознания I категории
Жигунова Мадина Георгиевна Учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Марзоева Елена Ивановна Учитель высшей квалификационной категории
Заиченко Галина Николаевна Учитель истории и обществознания высшей категории
Дадуева Виктория Григориевна Учитель русского языка Заместитель директора по УВР Имеет высшую квалификационную категорию, Почетный работник общего образования РФ
Требования к современному уроку Требования к структуре говорят о необходимости: правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и го значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения); определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом); связать тот урок с предыдущими и последующими уроками; отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала; обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащегося; продумать систему повторения и закрепления изученного материала; найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему; оно должно быть минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности обучающегося.
Требования к современному уроку Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему: обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме; своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения; обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к современному уроку Требования к содержанию урока и процессу учения: урок должен быть воспитывающим; обязательно выполнять требования, вытекающие из основных дидактических принципов, т.е. обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью. Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению, ориентировать их в выборе профессии; процесс поиска истины должен быть строго обоснован заключениями учащихся и учителя, доказательным. Лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска; в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.д.
Требования к современному уроку Требования к технике проведения урока можно сформулировать так: урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, для учителя и учащихся завершенными; необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся); создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения; обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе; управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Методический бюллетень «Современные требования к уроку» Урок основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных, воспитательных и развивающих целей, т. е. дидактических задач. Что определяет характер современного урока? 1. Состав содержания, который выносится на урок, (а это не только современная информация по теме урока, но и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания) Оценочные знания предполагают постепенное открытие объективного, научного и общественного значения изучаемого материала, формирование личностного отношения к нему. Методологические знания отображают методы познания, способы получения знаний. Необходимо раскрыть в процессе усвоения механизм изучаемых процессов, обеспечить усвоение с обучающимися знаний и способов действий, как получить этот материал, способов работы с разнообразными источниками исторической информации. 2. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут достигнуты на уроке. З. Выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса школьников к обучению в целом и к предмету. 4. Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке должна опираться на достижение планируемого результата обучения, о котором обучающимся сообщается в начале урока. 5. Доброжелательная атмосфера, деловая, обеспечивающая творческое сотрудничество на уровне «учитель - ученик», «ученик-ученик», «ученик - учитель».
Методический бюллетень Обязательные документы: государственный образовательный стандарт; учебная программа; учебник, соответствующий программе; рабочая программа; поурочное планирование. На основе тематического планирования определяют цель содержания, особенности методики построения каждого урока.
Методический бюллетень При планировании урока необходимо учесть следующее: своеобразие темы, степень ее изученности; место и роль данной темы в курсе; воспитание гражданских качеств у учащихся; уровень способностей учащихся данного класса, их познавательная активность; отбор учебного материала; соотнесение с минимумом и максимумом учебного материала, учебного времени, отводимого на изучение той или иной темы постановка целей и задач урока; соотношение самостоятельности и коллективно-распределителъной работы на уроке, ее формы; связь с предыдущим материалом; определение типа и формы урока; оптимальный набор приемов и методов.
Методический бюллетень Существуют следующие элементы урока: Организационный момент внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку. Подведение учащихся к изучению новой темы активизация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с предшествующими занятиями и видами деятельности. Изучение нового материала. Первичное повторение и закрепление новых знаний на уровне воспроизведения. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий, заданий на преобразования, заданий различных творческих уровней. Организация домашнего задания, подробная инструкция о целях, видах и способах выполнения домашней работы по предмету. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии. (Домашнее задание лучше давать в момент закрепления, проработки вопросов, возвращения к теме урока и названию параграфа, соотнесению их друг с другом и т. д.).
Методический бюллетень Типы урока: урок изучения нового материала; повторительно-обобщающий урок; контрольный урок; комбинированный урок. Тип урока - это понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, она отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством учащихся, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
Урок-семинарТеатрализованный Урок-экскурсияРазвитие творчества Урок- лекцияИнтегрированный ЗачетПанорама ПутешествиеСмотр знаний КонференцияРолевая или деловая игра Лабораторная работаДебаты ПрактикумПроект Анализ письменной работыЗащита рефератов Аукцион Консультация и др. работы Дискуссия Выбор адекватных целей, содержания, форм и методов обучения Методический бюллетень
Таова Маруза Зуладиновна Учитель математики Имеет высшую квалификационную категорию
Шевхужева Тамара Дмитриевна Учитель высшей квалификационной категории Отличник народного просвещения РФ
Мамышева Альбина Галиевна Учитель высшей квалификационной категории
Куашева Валерия Александровна Учитель высшей квалификационной категории.
Заиченко Галина Николаевна Учитель истории и обществознания высшей категории
Ногмова Светлана Гумаровна Учитель биологии Отличник народного просвещения Имеет высшую квалификационную категорию
Рекомендации педагогического совета РешениеОтветственныйСрок Повышать уровень профессиональных компетенций педагогических кадров в свете современных требований Систематичёское осуществление методической поддержки учителей, участие в педагогических советах, самообразование, работа в методических объединениях по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся Руководители МО Постоянно Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики Школьный педагог- психолог-Геккиева Ж.Х. Постоянно Накопление библиотечного фонда по данному вопросу Заместитель директора по УВР, заведующая библиотекой Постоянно Развивать у учащихся способность к самоанализу и самооценке, формировать культуру умственного труда Расширять систему индивидуальных консультаций по данному вопросуУчителя-предметникиПостоянно Знакомиться с различными системами обучения, осуществлять поиск и апробацию тех методов и приемов, которые способствуют развитию общеучебных умений и навыков Учителя-предметникиПостоянно Проводить индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную Учителя-предметники Постоянно Ориентировать внеклассную работу на развитие образовательных потребностей у учащихся (проведение «литературных гостиных», вечеров на исторические темы, познавательных путешествий и другие) Учителя-предметникиПостоянно Создавать условия для развития разнообразных форм самоуправления у учащихся, привлекать учащихся к сотворчеству с педагогами, прививать умение управлять, руководить, быть ответственным за какое-либо коллективно-творческое дело. Зам.директора по ВР Мокроусова Т.С. Социальный педагог Хашкулова О.Ф. Постоянно