Организация исследовательской деятельности при обучении математике в основной и старшей школе
Сравнительная характеристика систем традиционного и развивающего обучения Параметры Традиционное обучение Развивающее обучение Цели обучения Усвоение ЗУН Общее развитие школьника (ума, воли, чувств) Методы обучения Объяснительно- иллюстративные (методы сообщения готовых знаний) Деятельностно - развивающие (методы исследования) Учитель Дающий знания Организатор исследовательской деятельности Ученик Объект обучения Активный участник обучения
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Основные этапы учебного исследования Мотивация исследовательской деятельности. Формулирование проблемы. Сбор, систематизация и анализ фактического материала. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Доказательство или опровержение гипотез.
М отивирующая задача Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
« Учебное расследование» Может ли фигура с бесконечной площадью дать при вращении тело с конечным объемом?
« Крупная» проблема Вид многогранника ВГРПримечание Тетраэдр Октаэдр Икосаэдр Додекаэдр 12 - уг. пирамида 8 - уг. призма …
«Мелкие» проблемные задания Выполните действия и сравните полученные результаты:… Запишите в буквенной форме замеченное вами свойство. Каковы допустимые значения входящих в записываемое равенство переменных? Выполняется ли записанное вами равенство, если входящие в него множители не являются точными квадратами? Докажите ваше предположение, используя определение арифметического квадратного корня. Чему равно выражение …? …
Мини-исследования Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами? Как можно объяснить название «развернутый угол»? В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?
Основные этапы научного исследования Постановка проблемы. Знакомство с литературой по проблеме исследования. Сбор собственного материала. Анализ, обобщение. Выводы. Результат исследования неизвестен заранее. Конечный результат обладает практической ценностью.
Подготовка к выполнению исследовательских работ В начальных классах :используются специальные упражнения для развития памяти, внимания, наблюдательности,… Учащиеся 5 – 7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей обучают основам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых, творивших науку, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы, написание математических сказок, составление математических кроссвордов,…
Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. В 10 – 11 классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе.
Спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, рассчитанный на 17/34 ч. На спецкурсе учащиеся знакомятся с методами исследования, видами научно-исследовательских работ, требованиями к оформлению работы и т.д. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различными: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы,… Научные общества учащихся, проводят ежегодные научно- практические конференции учащихся. Лучшие ученические исследования, по решению жюри конференции и педсовета, могут быть рассмотрены как форма сдачи экзамена по предмету, соответствующему профилю исследования, и направлены на городские, региональные и др. конференции.
Литература Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М.: АСТ, Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы/Библиотека журнала «Директор школы»– М.: Сентябрь, Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. – М.: Просвещение, Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, Долгих С. Школа собственных открытий// Народное образование Журнал «Директор школы». Спецвыпуск Журнал «Директор школы»: ; ; Журнал «Математика в школе»: , ,6,9; ; ; Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Просвещение, Поволяева М.Н. Творчество педагога – творчество ребенка// Внешкольник Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся// Дополнительное образование Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников И.В. Усачева, И.И. Ильясов. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование