Мониторинг рынка труда молодых специалистов Карезин В.В. директор образовательных проектов Москва
2 Динамика формирования рынка труда молодых специалистов РФ
3 Цикл подготовки кадров для атомной отрасли Рекламная кампания N,Q,L Вступительные экзамены Q Образовательный процесс Q,T Выпускные экзамены Q Распределение N,L Контроль качества Q Q,N,L,T Ключевые параметры: Качество образования (Q): Новые образовательные стандарты; ППС; Образовательные методики. Число студентов (N): Демографический спад; Небольшой интерес к специальностям атомной отрасли. География(L): Однонаправленная карьерная мобильность Время (T) Двухуровневое образование: бакалавриат (4 года), магистратура (бакалавриат+2 года); Тренинги; Корпоративный университет.
4 Популярность профильных общеобразовательных предметов по результатам ЕГЭ
5 Статистика олимпиад школьников 1. Динамика участия школьников в олимпиадах – прирост составил человека (17%): уч.год человек; уч.год – человека. 2. Расширение аудитории победителей и призеров олимпиад, награжденных официальными дипломами: общее количество выданных дипломов (11 класс с учетом участия школьников в нескольких олимпиадах) - в уч.году ; - в уч.году ; общая численность победителей и призеров олимпиад школьников (11 класс): уч.год ; уч.год – человек. Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников Росатом
6 Анализ потребностей ОАО «Концерн Росэнергоатом» в молодых специалистах Динамика потребности: « рост» Динамика выпуска: «стабилизация»
7 Калининская АЭС блок 4 НВАЭС-2 блок 1 ЛАЭС-2 блок 1 Ростовская АЭС блок 3 Белоярская АЭС блок 4 (БН-800) НВАЭС-2 блок 2 ЛАЭС-2 блок 2 Ростовская АЭС блок 4 Балтийская * АЭС блок 1 ЛАЭС-2 блок 3 Новая АЭС-1, блок 1 ЛАЭС-2 блок 4 Балтийская АЭС блок 2 Новая АЭС-2, блок 1 Новая АЭС-1, блок 2 Новая АЭС-3, блок 1 Новая АЭС-4, блок 1 Ежегодный прием персонала на действующие АС - порядка 2000 человек Суммарная потребность до 2020 г.включительно равна человек Своевременное обеспечение действующих и строящихся АС в РФ квалифицированным персоналом 7
8 КОТ (коэффициент отраслевого трудоустройства) – отношение числа выпускников вузов к числу вакантных мест по выбранной категории предприятий отрасли. Анализ потребностей ОАО «Концерн Росэнергоатом» в молодых специалистах* > 100% 75–100% 50–75% 25–50% < 25% КОТ(20**) КОТ(2011) * - расчет по всем вузам РФ
Развитие международного сотрудничества в области ядерного образования 2011 г гг Опережающее обучение иностранных граждан по программам российского ядерного образования Страначел. Вьетнам 30 Иордания 8 Египет42 Монголия 5 Всего обучалось: г К 2016 будет сформирована инфраструктура обучения иностранных граждан для реализации проектов строительства АЭС за рубежом, совместных проектов в области научных исследований, развития инфраструктуры ядерной энергетики. Будет создана система продвижения образовательных программ сферы ядерной энергетики на международный рынок образовательных услуг. Расширение пула стран - потребителей российского ядерного образования Новые страны: Бангладеш Турция Венесуэла Аргентина ЮАР Намибия и др. План – 350 чел. Создание системы экспорта российского ядерного образования Обучение 1050 иностранных граждан по специальностям ядерной энергетики (г.Обнинск) Продвижение «ядерных» вузов РФ на международном образовательном рынке Продажа программ дополнительного профессионального образования 9 СТАРТ: Открытие Международного кампуса НИЯУ МИФИ и Госкорпорации «Росатом» (27 августа 2010 г., г.Обнинск) Принятие решения о строительстве нового общежития в ИАТЭ НИЯУ МИФИ (г.Обнинск) на 480 чел.
10 Экспресс-мониторинг качества подготовки выпускников вузов 2009 года Анкета Квалификационные характеристики (ГОСы) Отраслевые компетенции Общеспециальные компетенции Прогноз отраслевых потребностей в наборе МС Проведение оценки 50 предприятий ГК РОСАТОМ 520 оцененных молодых специалистов из 30 вузов по 75 специальностям Результаты Оценка подготовки каждого специалиста Оценка образовательных программ Оценка вузов Прогноз потребностей Система позволяет измерять: -Эффективность распределения выпускников вузов в ядерную отрасль -Соответствие образовательных стандартов требованиям отрасли -Качество образовательных программ вузов -Качество подготовки выпускников вузов -Прогноз потребности отрасли по выпускникам целевых специальностей
11 Степень удовлетворенности подготовкой молодых специалистов по ключевым специальностям Прикладная математика и информатика Ядерные реакторы и энергетические установки Информационные системы и технологии Физика кинетических явлений Атомные электрические станции и установки
12 НИЯУ МИФИ + филиалы Томский политехнический университет Нижегородский государственный технический университет СПб государственный политехнический университет Уральский федеральный университет Результаты оценки качества выпускников различных вузов по ключевым специальностям
Генерируемый пользователями контент User-generated content (UGC) 1/9/90 модель: 1% пользователей генерируют контент 9% комментируют или добавляют 90% читают/слушают/смотрят 80% используют Youtube, только 14% грузят на сайт видео. 88% используют Wikipedia, только 18% генерируют контент. 66% скачивают подкасты, на 30% больше, чем год назад. 90% читают блоги, только 36% что-то пишут или корректируют в них. 3 тыс. респондентов, 77 университетов UK
ПОКОЛЕНИЕ 2000-Х ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ БЛОГОСФЕРЫ Желание дистанцироваться от «массовости» выражается в высокомерном отношении к «средним» обывателям. Объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» и «офисный планктон» САМОСОЗНАНИЕ: ПОБЕГ ИЗ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОКОЛЕНИЕ 2000-Х ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ БЛОГОСФЕРЫ Основные причины того, что «карьерный» вариант начал терять свою привлекательность: осознание «границ роста» экономическая стабилизация рост ценности свободы РАБОТА: ОТ КАРЬЕРИЗМА К ПОФИГИЗМУ
«Балласт» « Неопределившиеся » «Карьеристы» «Таланты» 0.5% 50 % 20 % 30 % Структура студенчества 16
Сотрудничество ГК Росатом с вузами Определение потребностей ГК Подготовка профстандартов, должностных инструкций, регламентов… Сертификаты квалификационных уровней (Q) Экспресс-оценка качества подготовки выпускников (до 1 года после окончания вуза, Q) Анализ Стратегии развития ГК Анализ данных аккредитационных агентств Трансляция потребностей ГК в образовательную систему Определение набора целевых специальностей и контрольных цифр приема (N) Выбор места реализации образовательных программ (локализация) Определение времени подготовки специалистов (t) Определение комплекса целевых программ подготовки Реализация партнерских проектов подготовки молодых специалистов Развитие системы практик и стажировок Совместные образовательные проекты Развитие методик преподавания дисциплин Проекты по развитию карьеры и отраслевому трудоустройству Реализация программ привлечения и набора МС Рекламная кампания, employer branding Ярмарки вакансий, дни карьеры On-campus days…