Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.
К благополучным детямК трудным детям 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. 1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление «трудного»: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. 2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему 2. Предоставлять «трудному» возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте 3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка 3. Предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его 4. Создавать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях. 4. Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. 5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. 5. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать «трудного» в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям
Общаясь с подростком, помните: Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона. Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают. В процессе общения старайтесь вести разговор на равных. В процессе общения старайтесь вести разговор на равных. Умейте смотреть на вещи глазами подростка. Умейте смотреть на вещи глазами подростка. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе способность к педагогической импровизации. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе способность к педагогической импровизации.