ФГОС общего образования и роль учителя в его реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сопровождение требований ФГОС общего образования Веревко С. А., кафедра управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО »
Advertisements

Общие положения государственных стандартов общего образования.
Особенности нормативно - правового сопровождения « Трех Т » Губанова Е. В., зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », к. п. н., профессор,
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Транксрипт:

ФГОС общего образования и роль учителя в его реализации

Система образования Аграрное общество Индустриаль ное общество Постиндустр иальное общество Образование на всю жизнь Бесперебойная профессиональная деятельность Непрерывное образование Выбор профессиональной траектории способность к смене сферы деятельности

Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИЯ Сущностные характеристики стандартов нового поколения

Принципы государственной политики Обеспечение качества общего образования в РФ. Обеспечение условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование. Взаимное согласие общества и государства, баланс взаимообязательств и баланс требований. Обеспечение государственного контроля и ответственности. Гуманистический характер содержания. Единство образовательного пространства РФ. Обеспечение защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.

Закон РФ «Об образовании» п.1 ст. 7 – ФГОС общего образования есть совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. п.3 ст. 7 – ФГОС ступеней общего образования должны обеспечивать: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования. п. 4 ст. 7 – структура стандарта включает три группы требований.

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный 15785) для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный 19644).

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.

График введения ФГОС Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г р «О плане действий по модернизации общего образования на гг.»

По мере готовности Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах – с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.

Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.

Договор о предоставлении общего образования В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность образовательного учреждения – создание необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей, т.е. выполнение обязательных Тр и Тс; ответственность государства (в лице учредителя) – обеспечение условий реализации ООП, т.е. выполнение обязательных Ту (совместно с ОУ); ответственность семьи – выполнение своих обязанностей в сфере образования, использование предоставленного ОУ шанса на успех, на реализацию своих прав.

Стандарт как совокупность норм Требования к структуре ООП. Требования к результатам освоения ООП. Требования к условиям реализации ООП. Характеристика Фундаментального ядра. Модель системы оценки результатов освоения ООП. Модель системы социализации и воспитания обучающихся. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса. Требования к инфраструктурам системы образования.

Ведущие функции стандартов задают целевые установки и условия осуществления общего образования; обеспечивают многообразие образовательных возможностей в условиях единого образовательного пространства; определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования; являются основой нормативной регуляции общего образования.

Стандарт как система трех компонентов Требования к результатам освоения ООП описание целевых установок общего образования Требования к структуре ООП описание базовых компонентов ООП НОО ООП ООО ООП С(П)ОО Требования к условиям реализации ООП описание совокупност и условий обеспечения достижения планируемы х результатов

Структура компонентов государственных стандартов общего образования 1. Требования к структуре ООП. Рамочные ориентиры-требования: к структуре и основным показателям учебного плана и учебных программ; к организации учебного процесса; к системе выявления и оценивания образовательных достижений обучающихся; к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса; к системе мер по обеспечению здоровья обучающихся; способы контроля реализации ООП.

2. Требования к результатам освоения ООП. Структурируются по ключевым задачам общего образования предметные результаты – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, в рамках отдельного учебного предмета; метапредметные результаты – освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности; личностные результаты – система ценностных отношений: к себе, к другим, к образованию и его результатам. Структура компонентов государственных стандартов общего образования

3. Требования к условиям реализации ООП. Интегральное описание совокупности условий кадровых – характеристика необходимой квалификации кадров; финансово-экономических – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения; материально-технических – общие характеристики инфраструктуры общего образования; информационных – нормативная правовая база общего образования и характеристики предполагаемых информационных взаимодействий участников образовательного процесса. Структура компонентов государственных стандартов общего образования

Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс основополагающие научные знания, обеспечивающие достаточный для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития уровень общего образования Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования конкретизирует обобщенные требования к структуре ООП и к результатам образования:

Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП вариативная часть – индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности, интересы субъекта РФ инвариантная часть – приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностно и общественно значимых качеств Федеральный Базисный учебный план – внешний ограничитель и один из основных механизмов его реализации:

Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП дополняются программами развития универсальных учебных действий имеют ориентирующий и некатегоричный характер Примерные (базисные) учебные программы по предметам обеспечивают вариативность реализации содержания образования:

Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП с учетом принятого подхода к стандарту как общественному договору – один из ведущих элементов всей конструкции стандарта конкретизирует как требования, так и ожидаемые результаты Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов:

Система оценивания функция обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы принципиально необходимый элемент модели обеспечения качества образования функция ориентации на реализацию и достижение планируемых результатов образования определяет ряд особенностей системы оценивания

Особенности системы оценивания реализуется посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися использует внутреннюю и внешнюю оценки, соотношение в итоговой оценке – может различаться на разных ступенях обучения ориентируется на системно- деятельностный подход, включает в содержание образовательного процесса формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки

Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации ООП требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса данные о состоянии здоровья обучающихся дифференцирование учебной нагрузки учет индивидуальных особенностей обучающихся, содержания и видов образовательной деятельности

Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации ООП требования к учебно-материальной базе ОУ перечни рекомендуемой учебной литературы, списки цифровых образовательных ресурсов перечни учебного оборудования для ОУ (О+Д) требования к оснащению помещений ОУ

базисный учебный план фундаментальное ядро содержания образования программа воспитания и социализации обучающихся модель оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основной образовательной программы

планируемые общие и специальны е цели изучения учебных предметов реализуемые организация учебной деятельност и образовател ьной среды, отбор учебного материала, обратная связь достигаемые контрольно- оценочная деятельност ь, презентации выполненны х работ, итоговое оценивание Результаты образования

Результаты Личностные мотивация, познавательны е потребности, система ценностных отношений Метапредметн ые обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия) Предметные усвоение социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета

Тр – критериальная основа индивидуальная оценка образовательных достижений каждого обучаемого интегральная оценка эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного ОУ, территории

Статус ООП Основная общеобразовательная программа - нормативный документ, следующего уровня после закона РФ «Об образовании». Оценка освоения (неосвоения) основной общеобразовательной программы.

Условия для формирования умения видеть и понимать ценность образования; умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности; умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей; способностей выполнять определенные социальные роли; ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности; умений профессионального самоопределения.

ООП для каждой ступени общего образования нормирует 1. Цели образования. 2. Пути реализации целей образования, в том числе: учебный план; состав учебных программ; требования к содержанию учебных программ; требования к организации учебного процесса; требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений обучающихся; требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса; требования к системе мер по обеспечению здоровья обучающихся. 3. Гарантии права детей на качественное образование. 4. Способы контроля реализации ООП.

ООП ООО (из Образовательной программы ГОУ СОШ 1280 г. Москва) 1. Ценностные ориентиры ООО 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО 3. Учебный план ООО 4. Программа развития УУД на ступени ООО 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 6. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО 7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

ООП С(П)ОО (из Образовательной программы ГОУ СОШ 1280 г. Москва) 1. Ценностные ориентиры С(П)ОО 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП С(П)ОО 3. Учебный план С(П)ОО 4. Программы отдельных учебных предметов, курсов 5. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени С(П)ОО 6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП С(П)ОО

Универсальные учебные действия (УУД) Личностные универсальные учебные действия –система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Регулятивные универсальные учебные действия - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Коммуникативные универсальные действия - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ.

Программа отдельного учебного предмета, курса 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Описание ценностных ориентиров содержания 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты 6. Содержание учебного предмета, курса 7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности об-ся 8. Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса

МОДУЛЬ УРОК ПРИМЕРНАЯ АРХИТЕКТУРА РАЗВОРОТА УЧЕБНИКА

Риски введения ФГОС Риск негативного отношения к Стандарту работников общего образования, в первую очередь администраторов и педагогов образовательных учреждений. Причины: консервативность, инертное отношение определенной части школьных администраторов и педагогов к нововведениям. ощущение тревоги за свое будущее, спровоцированное внутренним пониманием своей неготовности работать в новых условиях. отсутствие целостного понимания полезности и прогрессивности нового Стандарта, своей сопричастности к достижению ожидаемых от его введения результатов, их сомнения в том, что данный стандарт приведет к ожидаемым улучшениям в системе образования. 39