Применение методов исследовательской деятельности в обучении экологии и работе экологической секции научного общества учащихся Пономарева С.П., учитель экологии, руководитель экологической секции НОУ МБОУ «Палатовская СОШ»
Структура экологического образования в МБОУ «Палатовская СОШ» I ступень: курс «Окружающий мир» II и III ступени: предмет «Экология» (школьный компонент) Экологическая секция научного общества Дополнительное образование
Как все начиналось: 2004 год
Структура научного общества учащихся
Наше настоящее и будущее
Теоретическая база опыта Использованы идеи А.Летягина, О.В.Крыловой, А.А.Лобжанидзе, Н.Н.Петрова. В практической деятельности используются наработки ученых и учителей по данной тематике: В.В.Николина – «Метод проектов в экологическом образовании», Л.Л.Розанов – «Школьный геоэкологический проект», Е.М.Гурвич – «Исследовательская деятельность учащихся», И.Л.Марголина и О.И.Шокина – «Методические подходы к реализации внешкольного экологического образования» и др.
Проблемы, решаемые опытом проблема несоответствия между увеличением объема учебной информации и ограниченным временем обучения через развитие отдельного ученика в плане учета его индивидуальных особенностей проблема несоответствия между увеличением объема учебной информации и ограниченным временем обучения через развитие отдельного ученика в плане учета его индивидуальных особенностей возможности индивидуального подхода к каждому ученику, более широкого удовлетворения образовательных запросов детей, больше внимания уделять практической деятельности возможности индивидуального подхода к каждому ученику, более широкого удовлетворения образовательных запросов детей, больше внимания уделять практической деятельности
Цель опыта: разработать систему эффективных обучающих мероприятий, обеспечивающих качественное экологическое образование без перегрузки учащихся. Задачи: Систематизировать типы и виды исследовательской деятельности, наиболее применимые в условиях общеобразовательной школы, проанализировать особенности и возможности их применения в обучении экологии Систематизировать типы и виды исследовательской деятельности, наиболее применимые в условиях общеобразовательной школы, проанализировать особенности и возможности их применения в обучении экологии Систематизировать методики развития творческих навыков учащихся, их способностей генерировать креативные идеи на основе полученных знаний Систематизировать методики развития творческих навыков учащихся, их способностей генерировать креативные идеи на основе полученных знаний Показать ценность собственных творческих исследований учащихся как наиболее эффективного пути познания Показать ценность собственных творческих исследований учащихся как наиболее эффективного пути познания Показать преимущества экологического и краеведческого аспектов для успешности реальной исследовательской деятельности Показать преимущества экологического и краеведческого аспектов для успешности реальной исследовательской деятельности
Исследовательское обучение – особые методы, приемы, формы Методы: Методы: - Проблемная беседа - Эвристическая беседа - Учебное исследование Приемы: Приемы: - Проблемные вопросы - Исследовательские задания Формы: - Проблемная лекция - Проблемный семинар - Занятия с элементами исследовательской деятельности - Конференция - Экскурсия - Полевое занятие - Лабораторная работа
Формы работы экологической секции Коллективная работа Коллективная работа - Лекционные и практические занятия - Экскурсии на природные объекты - Экскурсии в научные лаборатории - Экспедиционные исследования Индивидуальная работа - Исследования в ходе практических занятий - Реферат по избранной теме в начале работы секции - Доклад на полевой конференции в экспедиции - Индивидуальная исследовательская работа
Участие в учебно-воспитательном процессе – экологические акции Ёлочка, живи ! Зеленая столица Покормите птиц зимой !
Региональные форумы «Открытие» и «Шаг в будущее»
Региональный этап фестиваля «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»
Результаты
Федеральный этап фестиваля «НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»
Награды
Москва
Международная конференция «Особо охраняемые природные территории»
Публикации детских проектов
Слет юных экологов
Сотрудничество с БГТУ им.Шухова – очно- заочная профильная школа
Успешное окончание ООЗПШ
Спасибо за внимание!