Это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле грязные слова в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Раньше матерные слова употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим в домах, на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости; знак языковой речевой моды и принадлежности к группе сверстников; это ещё и подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.
Опрошено 62 семиклассника
Частота употребления сквернословия взрослыми в семьях учащихся 9% 61% 30%
Частота употребления сквернословия самими учащимися 11% 53% 36%
16% 36% 22% 26% гнев безразличие Чувства, испытываемые учащимися, если сквернословие направлено в их адрес
Чувства, испытываемые учащимися при употреблении сквернословия их родителями 17% 60% 23%
39% 29% 32% Чувства, которые испытывают учащиеся, когда употребляют сквернословие
Учёные доказали, что нецензурные слова обладают сильным информационным воздействием на ДНК и вызывают мощный мутагенный эффект. Учёными сделан вывод, что опасен для здоровья, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает духовно, впитывает в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Разрушает здоровье Ведёт к вседозволенности
Актуальность данного проекта определяется фактором существования проблемы, отрицательно влияющей на воспитание и развитие школьников. Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, мужчины и женщины. Даже с экранов телевизоров доносятся бранные слова. Нецензурные слова обладают сильным информационным воздействием на ДНК и вызывают мощный мутагенный эффект. Проект направлен на сохранение здоровья, развитие нравственной и духовной культуры современного человека.
Актуальность данного проекта также в том, что он способствует: формированию образа жизни, достойного человека; формированию жизненной позиции подростка; формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, уважительного отношения к окружающим.
Цель проекта: Активизация внимания учащихся к проблеме сквернословия, осознание свободы выбора в формировании своего будущего.
Задачи Обобщение знаний о последствиях употребления нецензурных слов. Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (через выделение основных мер профилактики последствий сквернословия). Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать своё будущее.
Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Принятие и выполнение норм поведения и общения в социуме с учётом позиций других людей Готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Третий этап – заключительный / май 2013г./ Второй этап – практический /сентябрь 2012 – апрель 2013/ Первый этап – подготовительный / апрель – май 2012 г./
Первый этап – подготовительный / апрель – май 2012г./ Конференция – семинар участников проекта под девизом «Дети – наше будущее». Опубликование материалов семинара в газете «Наш город», выступление по городскому радио и телевидению участников конференции. Вооружение педагогов специальными необходимыми для работы с детьми знаниями. Создание группы реализации проекта (социальное партнёрство). Создание «Школы для родителей».
Второй этап – практический /сентябрь 2012 – апрель 2013/ Встречи Малые педагогические советы Организация консультаций психолога Беседы социального педагога Родительские собрания Классные часы Игры Совместные мероприятия детей и родителей
Третий этап – заключительный / май 2013 г./ Анализ практической реализации проекта. Оценка работы структур субъектов в рамках проекта и выводы по работе.
Воспитательная служба Комиссия по делам несовершеннолетнихОВД Педагоги-предметники Психолог Классный руководитель Социальный педагог Учащиеся Родители
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества коллективных субъектов на основе совместных форм деятельности по борьбе со сквернословием.
Выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей по теме проекта тиражом 100 экземпляров.
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества коллективных субъектов на основе совместных форм деятельности по борьбе со сквернословием. Выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей по теме проекта тиражом 100 экземпляров. Размещение материалов по итогам реализации проекта в местных СМИ и Интернет-сети.
учащиеся поймут важность проблемы сквернословия и осознают необходимость борьбы с ним; уменьшится количество поведенческих рисков, опасных для здоровья.
В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик работы с детьми по профилактике сквернословия, создания для этого условий в образовательных учреждениях и семьях.