Использование игровых приемов при формировании навыков пространственной ориентировки на физкультурных занятиях Из опыта работы воспитателя по физкультуре Царевой Е.В.
Актуальность проблемы Статистика показывает, что здоровье дошкольников не улучшается, и с каждым годом возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья; Статистика показывает, что здоровье дошкольников не улучшается, и с каждым годом возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья; Отмечается неспособность ребенка-дошкольника с ОВЗ к самостоятельному преодолению не только физических, но и психологических барьеров; Отмечается неспособность ребенка-дошкольника с ОВЗ к самостоятельному преодолению не только физических, но и психологических барьеров; Недостаточное умение использовать сохранные анализаторы не позволяет самостоятельно осваивать пространство в полной мере. Отсюда возникает необходимость формировать компенсаторные навыки как можно раньше. Недостаточное умение использовать сохранные анализаторы не позволяет самостоятельно осваивать пространство в полной мере. Отсюда возникает необходимость формировать компенсаторные навыки как можно раньше. Правильно организованные двигательный режим, система занятий по физической культуре позволяют знакомить детей с правилами безопасного движения и поведения; Правильно организованные двигательный режим, система занятий по физической культуре позволяют знакомить детей с правилами безопасного движения и поведения;
Диагноз по зрению 36 %Cходящееся косоглазие 43 %Миопия слабой степени 14 %Астигматизм 7 %Гиперметропия
Коррекционные задачи в образовательной области «Физическая культура» Стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма; Стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма; Развивать речь посредством движения; Развивать речь посредством движения; Формировать в процессе физического воспитания пространственные и временные представления; Формировать в процессе физического воспитания пространственные и временные представления; Приобщать к изучению в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, назначения предметов; Приобщать к изучению в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, назначения предметов; Формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности; Формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности; Развивать эмоциональную сферу ребенка, морально-волевые качества личности в процессе специальных двигательных игр- занятий, игр, эстафет. Развивать эмоциональную сферу ребенка, морально-волевые качества личности в процессе специальных двигательных игр- занятий, игр, эстафет.
Физкультурное занятие в средней группе для детей с нарушением зрения
Цель занятия Коррекция нарушений навыков пространственной ориентировки; Коррекция нарушений навыков пространственной ориентировки; Коррекция нарушений координации движений; Коррекция нарушений координации движений; Преодоление вторичных отклонений у детей со зрительной депривацией; Преодоление вторичных отклонений у детей со зрительной депривацией; Формирование компенсаторных навыков. Формирование компенсаторных навыков.
Коррекционная направленность занятия Продолжать развивать навыки ориентировки в макропространстве; Продолжать развивать навыки ориентировки в макропространстве; Закреплять умение ориентироваться, опираясь на зрительное и слуховое восприятие; Закреплять умение ориентироваться, опираясь на зрительное и слуховое восприятие; Продолжать развивать умение ориентироваться по сигнальным карточкам; Продолжать развивать умение ориентироваться по сигнальным карточкам; Закреплять умение удерживать в памяти 3-4-ступенчатую инструкцию с последующим пошаговым выполнением; Закреплять умение удерживать в памяти 3-4-ступенчатую инструкцию с последующим пошаговым выполнением; Закреплять умение ориентироваться с точкой отсчета от себя: направо, налево, вверх, вниз, впереди, сзади, вверху, снизу); Закреплять умение ориентироваться с точкой отсчета от себя: направо, налево, вверх, вниз, впереди, сзади, вверху, снизу); Формировать компенсаторные навыки, развивать зрительно- двигательные координации. Формировать компенсаторные навыки, развивать зрительно- двигательные координации.
Подготовка зала к занятию: Полосы препятствий Сигнальные карточки
Сигнальные карточки для полосы препятствий:
Построение (по зрительным ориентирам)
Инструкция по преодолению препятствий
Выполнение ступенчатой инструкции с ориентиром на сигнальную карточку (следы, кочки, змейка)
Выполнение ступенчатой инструкции с ориентиром на сигнальные карточки (кочки, змейка, пеньки)
Ориентировка на теле, прослеживающая функция глаз. Упражнения с мячом.
Определение пространственного расположения мяча с точкой отсчета от себя
Определение пространственного расположения мяча с точкой отсчета от себя. Прослеживающая функция глаз.
Подвижная игра с использованием звукового ориентира (колокольчика) «Зайчиха и зайцы» Формирование компенсаторных навыков.
Формирование компенсаторных навыков, ориентация на звуковой сигнал
Восстановление дыхания, сердечного ритма
Спасибо за внимание!