Page 1 Конкурентоспособность современного российского вуза в болонском контексте Бурукина О.А. к. филол. н., доцент Уфа – Москва, 2012 г.
Page 2 Конкурентоспособность вуза Конкуренция на рынке образовательных услуг; Конкурентная борьба между вузами (достижение конкурентного преимущества); Управление конкурентоспособностью вуза в современных российских условиях (финансовые, социально-экономические, политические факторы); Конкурентоспособность (способность выдержать сравнение)
Page 3 Болонский контекст стареющее население Европы; ускоряющееся технологическое развитие (новые образовательные учреждения, новые типы учащихся, новые типы обучения); меняющийся рынок труда; последствия глобального финансово- экономического кризиса.
Page 4 Развитие европейской экономики Социальная экономика Инновационная экономика Креативная экономика
Page 5 Приоритетные направления развития (на период до 2020 г.) Социальное измерение: справедливый доступ к ВО и возможности его завершения; Непрерывное обучение в течение жизни; Трудоустраиваемость; Студентоцентрирование обучение и образовательная миссия вуза; Образование, исследования и инновации; Международная открытость; Мобильность; Сбор информации; Многомерная прозрачность; Финансирование
Page 6 «Краеугольный камень» время стоимость качество
Page 7 Стратегические приоритеты для российских вузов Социальное измерение: справедливый доступ к ВО и возможность его завершения; Непрерывное обучение в течение жизни; Трудоустраиваемость; Студентоцентрирование обучение и образовательная миссия вуза; Образование, исследования и инновации; Международная открытость; Мобильность; Сбор информации; Институциональная прозрачность (многомерные инструмент); Финансирование
Page 8 Болевые точки российских университетов игнорирование передового опыта; отсутствие системного подхода к реформе каждого российского вуза и интегративный системный подход к реформе российской высшей школы; отсутствие стратегической концепции планового развития вуза, начиная с миссии вуза; неактивное участие в Болонском процессе (ЕПВО); пассивный обмен информацией; неразвитие политики вуза по 10 ключевым направлениям BFUG; неразвитие международных отношений российских вузов.
Page 9 Социальное измерение справедливый доступ к высшему образованию; создание возможностей для его завершения; максимальное вовлечение граждан в орбиту высшего образования; создание гибких образовательных траекторий.
Page 10 Непрерывное обучение в течение жизни % смена информации каждые 2-3 года; полная смена информационной парадигмы каждые лет; создание гибких образовательных траекторий; создание возможностей для непрерывного поступательного обучения в любом возрасте.
Page 11 Трудоустраиваемость развитие профильных компаний и организаций развитие национальной экономики развитие вузов гарантия социальной защищенности выпускников вузов
Page 12 Студентоцентрирование обучение и образовательная миссия вуза активное участие студентов в процессе обучения; поощрение студентов преподавателями; творческое взаимодействие студентов и преподавателей; партнёрское взаимодействие студентов со студентами; образовательная миссия вуза; воспитательная миссия вуза
Page 13 Образование, исследования и инновации образование исследования инновации
Page 14 Международная открытость английский язык (и др.); обмен передовым опытом; партнёрство с отечественными и зарубежными вузами; активное членство в международных ассоциациях (ENQA, EUA, EURASHE, ESU); участие в международных семинарах и конференциях; публикация в зарубежных изданиях и издательствах; участие в международных проектах
Page 15 Мобильность английский язык (и др.); студенческая мобильность: –летние школы; –зарубежная практика (учебная, производственная); –программы двойного диплома; –совместные программы; –исследовательские проекты;
Page 16 Мобильность английский язык (и др.); мобильность ППС: –повышение квалификации; –работа приглашенными преподавателями/профессорами; –выступление на конференциях; –участие в исследовательских проектах; –участие в учебно-методических проектах; –разработка совместных программ;
Page 17 Мобильность английский язык (и др.); мобильность администрации: –изучение передового опыта (по приглашению); –стажировки; –участие в конференциях, выступление с докладами; –участие в работе болонских рабочих групп; –ведение переговоров, заключение соглашений о намерениях, о сотрудничестве; –открытие филиалов российских и зарубежных вузов
Page 18 Сбор информации создание электронной информационной базы Болонского процесса; создание электронной информационной базы проекта Tuning; создание постоянно действующего семинара по обмену опытом (отечественные и зарубежные вузы) – инициатива МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича; создание «Биржи международных проектов» – инициатива МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича; создание Интернет-сайта «Биржа международных проектов»
Page 19 Многомерная прозрачность прозрачность правительственных стратегий, тактик и решений; прозрачность систем высшего образования; институциональная прозрачность: –к–концептуальная стратегия развития вуза, –м–миссия вуза; –в–взаимоотношения с работодателями
Page 20 Финансирование … we confirm that public funding remains the main priority to guarantee equitable access and further sustainable development of autonomous higher education institutions. Greater attention should be paid to seeking new and diversified funding sources and methods. (Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, April 2009)
Page 21 Конкурентоспособность российского образования связана с реализацией новых тенденций в образовательной политике России: –многообразием и гибкостью содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом традиций, автономии и академических свобод вузов России и Европы; –открытостью и доступностью образования, обеспечиваемых мобильностью, взаимным открытием филиалов вузов в различных странах и введением технологий и организационных структур дистанционного обучения; –мобильностью обучающихся, преподавателей, исследователей в едином образовательном пространстве и свободным перемещением с трудоустройством выпускников на рынке труда; –критической и всесторонней оценкой зарубежного опыта и взвешенным применением его результатов в интересах развития и модернизации сложившейся и хорошо себя зарекомендовавшей российской системы образования.
Page 22 Конкурентоспособность на рынке интеллектуально-креативных ресурсов Каждый вуз должен управлять формированием: инновационной активности любого сотрудника, направляя ее на рост конкурентоспособности всех других уровней системы; непрерывного повышения квалификации сотрудников; обменного информационного фонда с другими российскими и зарубежными вузами.
Page 23 Выводы изучение передового опыта; системный подход к реформе каждого российского вуза и интегративный системный подход к реформе российской высшей школы; стратегическая концепция планового развития вуза, начиная с миссии вуза; активное участие в Болонском процессе (ЕПВО); интенсивный обмен информацией; перенятие передового опыта; развитие политики вуза по 10 ключевым направлениям BFUG; активное развитие международных отношений российских вузов.
Page 24 Спасибо за внимание!
Page 25 Ваши вопросы?
Page 26 Конкурентоспособность современного российского вуза в болонском контексте Бурукина О.А. к. филол. н., доцент доцент ИКВО НИТУ «МИСиС», профессор, зав. кафедрой ЛОПД, и.о. проректора по международным проектам МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича Уфа – Москва, 2012 г.