Автор: Васильева И.Г.
внешняя сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ внеклассная работа (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) факультативы урок экскурсия занятия в учебных мастерских Трудовое и производстве нное обучение
ШКОЛА (профессиональное училище профессиональный лицей) ССУЗ урок Нестандартный урок Лабораторная работа Практическая работа лекция ВУЗ семинар Внутреннее содержание формы организации обучения - методы обучения
ШКОЛА (профессиональное училище профессиональный лицей) ССУЗ урок Нестандартный урок экскурсия Все виды практики Курсовое проектирование ВУЗ Деловая игра Внутреннее содержание формы организации обучения - методы обучения
ШКОЛА (профессиональное училище профессиональный лицей) ССУЗ урок Нестандартный урок консультация конференция Контролируемая самостоятельная работа в аудитории ВУЗ Внеаудиторная самостоятельная работа Внутреннее содержание формы организации обучения - методы обучения
Лекция - главная форма вузовского обучения. Цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала
1) при складывающихся курсах, при отсутствии учебников, лекция - это: основной источник информации; новая информация еще не нашла отражения в учебниках или некоторые разделы уже устарели; отдельные темы учебника трудны для самостоятельной работы и требуют методической переработки; по основным проблемам курса есть противоречивые концепции. Лекции нужны для их объективного освещения; незаменима, когда нужно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов
2) лекция - экономный способ получения в общем виде основ знаний 3) лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли за мыслью автора
1) лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем больше эта вероятность 2) лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям 3) лекции нужны, если нет учебников или их мало 4) одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора
Преподаватель в нескольких ролях: ученый, аналитик; педагог, развивает мышление, воспитывает; психолог; оратор, актер
1) информационная; 2) стимулирующая (пробуждает активность познавательной деятельности, самостоятельную работу); 3) воспитывающая, развивающая (дает оценку явлениям, вырабатывает мышление) Nota Bene! Запоминается то, что эмоционально окрашено! эмоционально окрашено!
1) научность и информативность (современный научный уровень); 2) доказательность и аргументированность; 3) наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; 4) эмоциональность формы изложения; 5) активизация мышления слушателей; 6) постановка вопросов для размышления;
7) четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; 8) методическая обработка - выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; 9) изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; 10) использование, по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов; 11) литература для самообразования.
1. Вводная часть: сообщение цели лекции, задач, плана, который состоит из узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов; полезно напоминать содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук
2. Изложение материала: индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому положению лекции надо сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией
3. Заключение: выводы; указания; ответы на вопросы
По целямПо содержаниюПо дидактическим задачам
По целям агитационные воспитывающие пропагандистские развивающие
По содержаниюакадемические популярные
По дидактическим задачам вводные установочные текущие обзорные Заключительно- обобщающие проблемные
1. Изучение программы. учебников, дополнительной литературы 2. Отбор содержания и его стилистическая правка
1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция
1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция
1. Проблемная лекция Новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо открыть. Задача преподавателя - создать проблемную ситуацию, побудить студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом, подводя их к искомой цели Как? Новый материал представляется в виде проблемной задачи, в которой есть противоречия, которые надо обнаружить и разрешить Процесс познания приближается к поисковой работе Главное - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, и при его развертывании непосредственно на лекции в виде диалогического общения
1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция
2. Лекция визуализация Лекция представляет из себя устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. Подготовка лекции Принцип наглядности (левое-правое полушария) Перекодирование содержания в визуальную форму
2. Лекция визуализация Натуральные материалы; Наглядность в разных формах: Изобразительные (слайды, рисунки, фото) Символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: Визуальную логику и ритм подачи материала; Дозировку; Стиль общения. Важно учесть: Уровень подготовленности и образованности аудитории Профессиональную направленность; Особенности конкретной темы.
1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция
3. Лекция вдвоем Это развитие изложения проблемного материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Надо, чтобы диалог преподавателей: Например, представителями двух разных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного ситуационного решения и.т.д. 1) Демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы. 2) Втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
3. Лекция вдвоем Актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем Создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д. Наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, выражать свою Вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений Выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче его личность
3. Лекция вдвоем У них должна быть интеллектуальная и личная совместимость Они должны обладать развитыми коммуникативными умениями Они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации
1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция
4. Лекция с заранее запланированными ошибками Должна:Активизировать внимание студентов Развивать их мыслительную активность Формировать умение выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.
4. Лекция с заранее запланированными ошибками Подготовка: Заложить определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Их список предъявляется в конце лекции. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а наоборот, затушевываются. Задача студентов - по ходу лекции фиксировать ошибки на полях и назвать их в конце. На разбор ошибок минут. Правильные ответы называют и студенты и преподаватель.
1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция
Подготовка и проведение: 1) Преподаватель называет тему и просит студентов задавать ему письменные вопросы по данной теме. 2) Две-три минуты студенты формулируют наиболее интересующие вопросы.
1.Конкретизация темы и целей лекции. 2.Уточнение типа лекции (информационная,проблемная,вводная,обобщающая и т.д.) 3.Изучение программы,учебников,дополнительной литературы. 4.Отбор содержания и его стилистическая правка. 5.Определение методов,приемов поддержания интереса,внимания,стимулирования творческого мышления учащихся.
6.Оптимизация соотношения теории и практики,доказательства и убедительности,содержания учебного материала. 7.Написание конспекта лекции. 8.Осмысление всего,что вы подготовили к лекции,уточнение,что еще можно «усилить»,как можно поднять ее эффективность.