Автор: Васильева И.Г.. внешняя сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2004 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧАСТЬ II. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
Advertisements

1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
ЛЕКЦИЯ. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ. Лекция (от лат. lectio – чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Это одна из.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Вузовская лекция Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Цель лекции Цель лекции- формирование ориентировочной основы для последующего.
Формы организации обучения в ВУЗе. План: Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе: виды и требования к лекции Функции лекции Практические занятия.
2004 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Понятие ФОО, классификация ФОО в высшей школе. 2 Лекция, ее роль и место в вузе. 3 Семинарские.
Тема 3 Формы учебного процесса.. В вузе функционируют следующие организационные формы обучения: - лекции, - практические занятия, - их разновидности –
Выполнила: студентка группы ДБ В. Д. Галёмина Иркутск, 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Ташкентский государственный педагогический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Содержание, формы и технологии современного урока в малокомплеконой школе.
Настоящая лекция никогда не излагает просто результаты исследования… Она побуждает и самостоятельному исследованию предмета, вовлекает в исследовательскую.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Транксрипт:

Автор: Васильева И.Г.

внешняя сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ внеклассная работа (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) факультативы урок экскурсия занятия в учебных мастерских Трудовое и производстве нное обучение

ШКОЛА (профессиональное училище профессиональный лицей) ССУЗ урок Нестандартный урок Лабораторная работа Практическая работа лекция ВУЗ семинар Внутреннее содержание формы организации обучения - методы обучения

ШКОЛА (профессиональное училище профессиональный лицей) ССУЗ урок Нестандартный урок экскурсия Все виды практики Курсовое проектирование ВУЗ Деловая игра Внутреннее содержание формы организации обучения - методы обучения

ШКОЛА (профессиональное училище профессиональный лицей) ССУЗ урок Нестандартный урок консультация конференция Контролируемая самостоятельная работа в аудитории ВУЗ Внеаудиторная самостоятельная работа Внутреннее содержание формы организации обучения - методы обучения

Лекция - главная форма вузовского обучения. Цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала

1) при складывающихся курсах, при отсутствии учебников, лекция - это: основной источник информации; новая информация еще не нашла отражения в учебниках или некоторые разделы уже устарели; отдельные темы учебника трудны для самостоятельной работы и требуют методической переработки; по основным проблемам курса есть противоречивые концепции. Лекции нужны для их объективного освещения; незаменима, когда нужно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов

2) лекция - экономный способ получения в общем виде основ знаний 3) лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли за мыслью автора

1) лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем больше эта вероятность 2) лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям 3) лекции нужны, если нет учебников или их мало 4) одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора

Преподаватель в нескольких ролях: ученый, аналитик; педагог, развивает мышление, воспитывает; психолог; оратор, актер

1) информационная; 2) стимулирующая (пробуждает активность познавательной деятельности, самостоятельную работу); 3) воспитывающая, развивающая (дает оценку явлениям, вырабатывает мышление) Nota Bene! Запоминается то, что эмоционально окрашено! эмоционально окрашено!

1) научность и информативность (современный научный уровень); 2) доказательность и аргументированность; 3) наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; 4) эмоциональность формы изложения; 5) активизация мышления слушателей; 6) постановка вопросов для размышления;

7) четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; 8) методическая обработка - выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; 9) изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; 10) использование, по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов; 11) литература для самообразования.

1. Вводная часть: сообщение цели лекции, задач, плана, который состоит из узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов; полезно напоминать содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук

2. Изложение материала: индукция: примеры, факты, приводящие к научным выводам; дедукция: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому положению лекции надо сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией

3. Заключение: выводы; указания; ответы на вопросы

По целямПо содержаниюПо дидактическим задачам

По целям агитационные воспитывающие пропагандистские развивающие

По содержаниюакадемические популярные

По дидактическим задачам вводные установочные текущие обзорные Заключительно- обобщающие проблемные

1. Изучение программы. учебников, дополнительной литературы 2. Отбор содержания и его стилистическая правка

1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция

1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция

1. Проблемная лекция Новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо открыть. Задача преподавателя - создать проблемную ситуацию, побудить студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом, подводя их к искомой цели Как? Новый материал представляется в виде проблемной задачи, в которой есть противоречия, которые надо обнаружить и разрешить Процесс познания приближается к поисковой работе Главное - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, и при его развертывании непосредственно на лекции в виде диалогического общения

1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция

2. Лекция визуализация Лекция представляет из себя устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. Подготовка лекции Принцип наглядности (левое-правое полушария) Перекодирование содержания в визуальную форму

2. Лекция визуализация Натуральные материалы; Наглядность в разных формах: Изобразительные (слайды, рисунки, фото) Символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: Визуальную логику и ритм подачи материала; Дозировку; Стиль общения. Важно учесть: Уровень подготовленности и образованности аудитории Профессиональную направленность; Особенности конкретной темы.

1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция

3. Лекция вдвоем Это развитие изложения проблемного материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Надо, чтобы диалог преподавателей: Например, представителями двух разных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного ситуационного решения и.т.д. 1) Демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы. 2) Втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

3. Лекция вдвоем Актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем Создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д. Наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, выражать свою Вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений Выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче его личность

3. Лекция вдвоем У них должна быть интеллектуальная и личная совместимость Они должны обладать развитыми коммуникативными умениями Они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации

1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция

4. Лекция с заранее запланированными ошибками Должна:Активизировать внимание студентов Развивать их мыслительную активность Формировать умение выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

4. Лекция с заранее запланированными ошибками Подготовка: Заложить определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Их список предъявляется в конце лекции. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а наоборот, затушевываются. Задача студентов - по ходу лекции фиксировать ошибки на полях и назвать их в конце. На разбор ошибок минут. Правильные ответы называют и студенты и преподаватель.

1. Проблемная лекция 2. Лекция- визуализация 3. Лекция вдвоем 4. Лекция с заранее запланированными ошибками 5. Лекция - пресс-конференция

Подготовка и проведение: 1) Преподаватель называет тему и просит студентов задавать ему письменные вопросы по данной теме. 2) Две-три минуты студенты формулируют наиболее интересующие вопросы.

1.Конкретизация темы и целей лекции. 2.Уточнение типа лекции (информационная,проблемная,вводная,обобщающая и т.д.) 3.Изучение программы,учебников,дополнительной литературы. 4.Отбор содержания и его стилистическая правка. 5.Определение методов,приемов поддержания интереса,внимания,стимулирования творческого мышления учащихся.

6.Оптимизация соотношения теории и практики,доказательства и убедительности,содержания учебного материала. 7.Написание конспекта лекции. 8.Осмысление всего,что вы подготовили к лекции,уточнение,что еще можно «усилить»,как можно поднять ее эффективность.