1 РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ Национальный фонд подготовки кадров Москва, 29 ноября 2011 Сыпало Кирилл Иванович, начальник управления образовательных программ МАИ
22 Нормативная база перехода на уровневую систему НИУ МАИ ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров и магистров (утвержденные) и специальностям; Примерные образовательные программы бакалавриата и специалитета; Приказ 386 от «О разработке основных образовательных программам, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования»; Методические указания и рекомендации по проектированию учебных планов и формирования программ дисциплин; Перечень дисциплин и модулей, обязательных и рекомендуемых при реализации ООП бакалавров НИУ МАИ; Положение об академическом рейтинге студентов МАИ; Перечень дисциплин и модулей, обязательных и рекомендуемых при реализации ООП специалистов и магистров НИУ МАИ; Регламент проектирования, хранения, согласования, утверждения и применения ООП ФГОС ВПО в информационно-аналитической системе Университета (ИАСУ МАИ) ; Положение о дисциплинах по выбору студентов; Положение о военной подготовке; Положение об итоговой государственной аттестации, положение о курсовом и дипломном проектировании, положение о сессии; Положение о практике; Положения собственных стандартов НИУ МАИ
Концепция формирования ООП в МАИ 1.Системный подход к формированию результатов освоения ООП в виде проекта компетенций и требований к знаниям, умениям и владениям выпускника, исходя из критериев, формулируемых в профессиональных стандартах; 2.Согласованная базовая часть структуры ООП, задающая основу образовательных траекторий в части фундаментальной и общеинженерной подготовки студентов в рамках направлений и специальностей; 3.Согласованный фрагмент вариативной части структуры ООП, обеспечивающий формирование дополнительного списка компетенций и требований к результатам освоения ООП; 4.Дополнительные повышенные требования к условиям реализации ООП в части увеличенного удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах, возможности внедрения индивидуальных образовательных программ, требований к проведению лабораторных практикумов, практик, курсового и дипломного проектирования с использованием инновационного оборудования, получаемого в ходе реализации проекта НИУ; 5.Введение в ООП обязательных курсов, отражающих специфику МАИ («Введение в авиационную и ракетно-космическую технику» для бакалавриата, «Учебно-исследовательская работа студентов» для специалитета); 6.Требованиях к проведению научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой в ресурсном Центре в области авиастроения по направлениям «Сквозная технология», «Навигация»; НОЦ «Двигатели и энергетические установки», НОЦ «Конструирование и проектирование авиационной техники», НОЦ «Функциональные наноматериалы для космической техники», НОЦ «Системы управления и навигации высокотехнологичными объектами на основе единого информационного поля». 3
Нормативная база: результаты 1.Разработка примерных образовательных программ (ПрООП) по ФГОС ВПО, разработанным в НИУ МАИ: 4 ПрООП бакалавров (направления , , , ), 4 ПрООП магистров (направления , , , ), 5 ПрООП специалистов (специальности , , , , ). 2.Разработка нормативных документов НИУ МАИ, реализующих методику разработки основных образовательных программ (ООП) в рамках ФГОС ВПО. Данная методика включает в себя процедуры формирования учебных графиков, учебных и семестровых компетентностно-ориентированных планов, а также кредитно-модульной системы рабочих программ дисциплин и практик. Положения методики закреплены в приказах 303, 386, 387, 416, 519 за 2010 год. 3.Разработка проектов собственных образовательных стандартов НИУ МАИ на основе нормативных документов НИУ МАИ, включая собственные образовательные стандарты по направлениям (бакалавриат, магистратура) , , , и специальностям , , , , , , , Данные проекты стандартов разработаны на основе ФГОС ВПО и с учетом требований работодателей в рамках разрабатываемых ими профессиональных стандартов (Объединенная авиастроительная корпорация, Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). 4.Разработка 14 инновационных образовательных программ в рамках собственных стандартов. 5.Разработка 51 УМК для дисциплин базовой части ООП в соответствии ФГОС ВПО. 6.Разработка ядра единой информационно-аналитической системы Университета, основой которой является подсистема «Основные образовательные программы», предназначенная для хранения и разработки ООП в соответствии с ФГОС ВПО и собственными стандартами НИУ МАИ, включая компетентностные модели выпускников, учебные графики и планы, рабочие программы дисциплин и практик 4
55 Основные ограничения и возможности проектирования Требования образовательного стандарта должны быть «не ниже» требований ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки; Возможность изменения структуры циклов и их объема; Возможность введения дополнительных компетенций и результатов обучения; Возможность введения междисциплинарных (в том числе и «межцикловых») модулей; Возможность введения новых профилей, специализаций и даже направлений подготовки;
66 Предпосылки разработки образовательных стандартов Статус национально-исследовательсокого университета Компетенции и требования промышленности Инновационная программ развития НИУ Ошибки и «неизмеримость» результатов обучения во ФГОС ВПО Унификация ООП в рамках университета Образовательный стандарт НИУ МАИ
77 Ориентированность на содержание БД компетенций ОС НИУ ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС НИУ МАИ: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС НИУ Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы
88 Основные принципы формирования образовательных стандартов НИУ МАИ 1.Постепенный ввод собственных стандартов, в первую очередь для направлений, подкрепленных профессиональными стандартами и требованиями; 2.Максимальное соответствие требованиям ФГОС ВПО с целью минимизации рисков ввода собственных стандартов, в том числе соблюдение структуры ООП и объема циклов; 3.Разработка собственных стандартов и соответствующих ООП в рамках жесткого регламента; 4.Введение общей минимальной гуманитарной, фундаментальной и общеинженерной компоненты в стандарты бакалавриата и специалитета; 5.Введение методики формирования структурированных, «измеримых» компетенций и результатов обучения, разработка матриц соответствия собственных результатов обучения с результатами по ФГОС ВПО; 6.Усложненные требования к рабочим программам дисциплин, практик и итоговой гос. аттестации; 7.Обязательное внедрение проблемного обучения на базе концепции учебно- проблемных лабораторий; 8.Обязательное введение междисциплинарных курсов; 9.Создание единого информационного пространства ООП НИУ
99 Проектирование рабочих программ 1.Разработать слой компетенций и соответствующих результатов обучения ОС НИУ МАИ для дисциплины. Cвязать компетенции ОС НИУ МАИ с компетенциями ФГОС ВПО. 2.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 3.Разработать для спроектированных компетенций комплект унифицированных дидактических единиц, технологий обучения, определить виды занятий и контроля. 4.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 5.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС НИУ МАИ. 6.Оформить шаблон рабочей программы дисциплины, практики в ИАСУ МАИ. 7.Оформить рабочую программу дисциплины для каждой ООП в ИАСУ МАИ.
10 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Политология 7.Русский язык и культура речи 8.Математический анализ 9.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 10.Физика 11.Химия 12.Начертательная геометрия 13.Инженерная и компьютерная графика 14.Введение в АРКТ 15.История и методология (философия) науки, техники и технологии 16.Введение в специальность
11 Компетенции ОС НИУ МАИ Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применениеприменяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА
12 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 1 1. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК); Знает: математическую терминологию; правила оформления математических формул, таблиц; Умеет: логически и алгоритмически мыслить, аргументировано и строго строить устную и письменную речь; Владеет: навыками выражения своих мыслей. 2. Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК); Знает: основные способы самостоятельного приобретения новых знаний и умений в области математики; Умеет: самостоятельно добывать профессиональные знания с использованием методов математики для развития способности к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; Владеет: методами научного познания;
13 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 2 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное компьютерное оборудование и информационно- коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК); Знает: методы линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии: виды и свойства матриц, свойства и методы вычисления определителей, методы нахождения обратной матрицы, методы решения систем линейных алгебраических уравнений; понятие квадратичной формы; векторную алгебру; виды и уравнения прямых, плоскостей и поверхностей; понятия линейные пространства и линейные преобразования. Умеет: выполнять действия над матрицами, вычислять определители, находить обратную матрицу, решать системы линейных уравнений, находить собственные векторы находить произведения векторов, приводить квадратичные формы к каноническому виду, составлять уравнения прямых на плоскости, прямых и плоскостей в пространстве, классифицировать уравнения кривых и поверхностей второго порядка. Владеет: аналитическими и количественными методами решения типовых математических задач; навыками решения задач линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии;
14 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 3 4. Способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК). Знает: различные методы приложения методов линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа; Умеет: использовать математический язык, алгебраические и геометрические методы при построении организационно-управленческих моделей; Владеет: навыками применения современного математического инструментария для решения профессионально-ориентированных прикладных задач.
15 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 4 модуля образовательной программы раздела Наименование раздела дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы Лекции Практиче ские занятия Лаборато рные работы СРС Всего часов 1Линейная алгебра Векторная алгебра42- 3 Квадратичные формы. Собственные векторы Аналитическая геометрия Линейные пространства, отображения и преобразования 40 ИТОГО:3416-
Разработка ЭОР в рамках НИУ 2011/12 Разработка электронных образовательных для дидактических модулей: 1.Алгебраические и векторные вычисления, работа с матрицами и кватернионами 2.Дифференциальное и интегральное исчисление; 3.Дифференциальные уравнения; 4.Численные методы: классический численный анализ 5.Методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений; 6.Физика: статика, кинематика, динамика, электромагнетизм, тепло, работа, … 7.Системы координат; 8.Линейная и нелинейная ТАР
17 Устранение ошибок во ФГОС ВПО; Формирование реестра профилей бакалавриата; Дополнения к лицензиям и аккредитациям; Определения порядка аккредитации; Определение требований к ООП в очно-заочной и заочной формам обучения; Методика финансирования подготовки выпускников ООП разных ступеней ВПО с дифференциацией по направлениям; Устранение ошибок в Положение о восстановлении, переводе, зачислении Ожидаемые изменения в нормативно-правовой базе разработки ООП ФГОС ВПО на 2011/12 год
18 Согласование позиций, принятие общей, рамочной концепции ОС НИУ; Формирование общего банка данных измеримых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, результатов обучения; Формирование общего банка данных соответствующих укрупненных дидактических единиц; Формирование общего банка данных примерных контрольно- измерительных материалов; Обмен опытом по реализации и внедрению новых образовательных технологий, особенно в технических ВУЗах Совместная работа по созданию ОС НИУ ведущих ВУЗов