МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Управление по надзору и контролю в сфере образования Отдел государственной аккредитации
О ходе государственной аккредитации образовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего и специального (коррекционного) образования в учебном году Л.В. Айткулова, начальник отдела государственной аккредитации Министерства образования и науки Челябинской области
ГОСУДАРСТВЕННАЯАККРЕДИТАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗАГОСУДАРСТВЕННАЯАККРЕДИТАЦИЯ 1 Ст Закона РФ «Об образовании» «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций» Постановление Правительства РФ от г. 184 «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» 2
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ АККРЕДИТАЦИИ 2 подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам установление государственного статуса образовательного учреждения 1
Процедура Процедура государственной аккредитации: 1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям; 2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида
СРОК ДЕЙСТВИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА о ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯСПОНПОВПО,послевузовскогообразованияИные, в том числе ОБЩЕОБРАЗО-ВАТЕЛЬНЫЕУЧРЕЖДЕНИЯ 6 лет 12 лет
ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ 1.Проведение самообследования 2.Подготовка пакета документов 3.Представление пакета документов в Министерство образования и науки Челябинской области 4.Проверка аккредитационным органом представленных документов 5. Формирование аккредитационным органом состава комиссии по аккредитационной экспертизе
1.Организация работы экспертной комиссии по аккредитационной экспертизе в образовательном учреждении 2.Проведение экспертизы 3. Подготовка заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.
3 ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ 1. Заседание Аккредитационной комиссии Министерства образования и науки Челябинской области 2. Принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации 3. Оформление свидетельства о государственной аккредитации
опись представленных документов заявление о проведении государственной аккредитации копия устава образовательного учреждения копия положения о филиале ОУ копии лицензии с приложением копия свидетельства о государственной аккредитации копии учебных планов отчет о результатах самообследования Иные документы Документы
НОО не более 4 чел. ООО, СОО не более 8 чел. Областной реестр экспертов Комиссия по аккредитационной экспертизе Комиссия по аккредитационной экспертизе Руководитель органа, осуществляющего управление в сфере образования МОиН ЧО
5. Свидетельство о государственной аккредитации Свидетельство о гос. регистрации права управления на все объекты недвижимости 4. Свидетельство о гос. регистрации права управления на все объекты недвижимости Свидетельство о государственной регистрации (приказ о государственной аттестации) 3. Свидетельство о государственной регистрации (приказ о государственной аттестации) Лицензия с приложениями 2. Лицензия с приложениями Устав образовательного учреждения. Локальные акты ОУ 1. Устав образовательного учреждения. Локальные акты ОУ подлежащая проверке и анализу в процессе проведения аккредитационной экспертизы Документация, подлежащая проверке и анализу в процессе проведения аккредитационной экспертизы
Проекты экспертных листов (3.1, 3.2, 3.3, 4, 6,7, 8) в электронном виде 10. Проекты экспертных листов (3.1, 3.2, 3.3, 4, 6,7, 8) в электронном виде Отчет о результатах самообследования 9. Отчет о результатах самообследования 8. Учебные планы 7. Рабочие программы Образовательная программа образовательного учреждения. УМК 6. Образовательная программа образовательного учреждения. УМК Документы
14. Нормативные документы по организации 14. Нормативные документы по организации и проведению государственной итоговой аттестации 15. Экзаменационные материалы для проведения итогового экзамена Журналы 13. Журналы 12. Годовой календарный график 11. Расписание занятий Документы
Нормативные документы ОУ по организации воспитательной работы 20. Нормативные документы ОУ по организации воспитательной работы 21. Штатное расписание, тарификация. Нормативные документы ОУ по организации методической работы 19. Нормативные документы ОУ по организации методической работы. Документы ОУ по организации и проведению внутреннего контроля 18. Документы ОУ по организации и проведению внутреннего контроля. Планы работы и протоколы заседаний органов самоуправления образовательного учреждения 17. Планы работы и протоколы заседаний органов самоуправления образовательного учреждения 16. Личные дела (для классов С(К)ОУ 8 вида Документы
Регламент работы комиссии 1 день Заседание комиссии по аккредитационной экспертизе Работа членов комиссии с документами 1 Проведение членами комиссии по аккредитационной экспертизе контрольных срезов обучающихся Знакомство с материальной базой образовательного учреждения
Регламент работы комиссии Обработка и анализ результатов проведенных контрольных срезов Подготовка проектов экспертных заключений о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся по предметам, по организации методической и воспитательной работы Заседание комиссии по подведению предварительных итогов аккредитационной экспертизы образовательного учреждения
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам по программам начального (общего) образования в 4 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 5 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 4 класса)по программам начального (общего) образования в 4 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 5 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 4 класса) Предметы: русский язык и математикаПредметы: русский язык и математика
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам по программам основного (общего) образования осуществляется в 8 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 9 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 8 класса)по программам основного (общего) образования осуществляется в 8 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 9 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 8 класса) Предметы: Русский язык или математикаПредметы: Русский язык или математика Предметы: Биология, химия, физика, иностранный язык, история или обществознаниеПредметы: Биология, химия, физика, иностранный язык, история или обществознание (выбирается 1 предмет)
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам по программам среднего (общего) образования осуществляется в 10 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 11 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 10 класса)по программам среднего (общего) образования осуществляется в 10 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 11 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 10 класса) Предметы: Русский язык или математикаПредметы: Русский язык или математика Предметы: Биология, химия, физика, иностранный язык, история или обществознаниеПредметы: Биология, химия, физика, иностранный язык, история или обществознание (выбирается 1 предмет)
Прием документов Отдел государственной аккредитации Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области вторник, четверг г.Челябинск, ул.Елькина, 45 – А, (351) , , Единый портал государственных и муниципальных услуг Срок исполнения государственной услуги не более 105 дней
Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации Должн. лица 50 т.р. или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года Юр. лица т.р. КоАП от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ
1.Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования 2. Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации …. Должн. Лица т.р. Юр. лица т.р. 50 – 200 т.р. КоАП от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ
Портал Рособнадзора gov.ru Портал МОиН ЧО Портал ГОУ ДПО ЧИППКРО РОСАКРЕДАГЕНТСТВО
Итоги 2011 года Подано заявлений о проведении государственной аккредитации – 268 (ОУ- 245, НПО – 8, СПО – 15) Рассмотрено заявлений о проведении государственной аккредитации – 268 (ОУ- 245, НПО – 8, СПО – 15) (100 % от общего количества поданных заявлений) Выдано свидетельств о государственной аккредитации (80,6% от общего количества поданных заявлений) (ОУ- 193 (78,8%), НПО – 8, СПО - 15) Принято решение об отказе в государственной аккредитации - 0 (0%) Принято решение о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации – 0 (0%) Принято решение о лишении государственной аккредитации – 0 (0%) Переоформлено 94 свидетельства (приложения к свидетельству) о государственной аккредитации (ОУ- 45, НПО – 13, СПО - 36)
Тип, вид образовательного учрежденияКол-во учреждений 1Начальные общеобразовательные школы6 2Основные общеобразовательные школы10 3Средние общеобразовательные школы80 4Гимназии2 5Лицеи- 6Школы с углубленным изучением предметов5 7Вечерние (сменные) ОУ1 8Специальные (коррекционные) ОУ3 9Негосударственные ОУ1 10ОУ начального профессионального образования- 11 ОУ среднего профессионального образования6 ВСЕГО ОУ 114 Образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию в 1 полугодии учебного года
АККРЕДИТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Аккредитационная комиссия получает достоверную, объективную информацию о степени соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся, требованиям государственных образовательных стандартов. Руководители ОУ получают возможность соотнесения данных внешней независимой экспертизы с результатами внутреннего контроля.. Государственные органы контроля и надзора в сфере образования получают возможность оперативного получения и сопоставления информации о различных ОУ. Эксперты в области государственной аккредитации, преподаватели ОУ повышают квалификацию в сфере тестологии, а так же современных требований к разработке тестовых заданий.
Замечания по документации общеобразовательных учреждений, представленной для аккредитационной экспертизы
Нормативные документы Закон РФ «Об образовании» ст. 7 Федеральные государств.образ.стандарты ст. 9 Образовательные программы (п.6– основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию ФГОС) ст. 14 Общие требования к содержанию образования (п.5 – содержание образования определяется образовательной программой) ст. 15 Общие требования к организации учебного процесса (п.1 – организация образовательного процесса, п.4 – освоение программ завершается обязательной ГИА, п.5 – контроль качества подготовки выпускников)
Нормативные документы Закон РФ «Об образовании» ст. 32 Компетенция образовательного учреждения п.2 К компетенции ОУ относятся: пп.6 – разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; пп. 7 – разработка и утверждение рабочих программ; пп.8 – разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков; пп.23 – определение списка учебников по общеобразовательным дисциплинам (в соответствии с федеральным перечнем); п.3 – ОУ несет ответственность за: пп. 1 – за невыполнение функций ОУ; пп. 2 – реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество образования своих выпускников
Школьный учебный план - пояснительная записка к учебному плану не раскрывает особенностей его формирования, не отвечает целям и задачам образовательного учреждения; - несоответствие распределения часов в пояснительной записке и сетке часов; -отсутствие указания годовых часов (итого) и последовательности их изучения; -несоответствие учебных планов обучающихся на дому нормативным документам;
Рабочие программы л -отсутствие программ по ряду предметов (курсов, факультативных, групповых занятий, программ для учащихся, обучающихся на дому); -не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; -недостаточно обосновывается необходимость их разработки; -несоответствие титульных листов программ (отсутствие согласований, утверждения); -несоответствие названия рабочей программы названию предмета в учебном плане; -отсутствие пояснительной записки;
Л -не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; -отсутствие указания общего количества часов по программе; -отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, контрольно- измерительные материалы; обоснование целей, задач курса; -не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета; -несоответствие количества часов в рабочей программе и учебном плане; - несоответствие содержания рабочей программы ФГОС; - невыполнение программы
Календарно-тематическое планирование л - несоответствие титульных листов КТП требованиям локального акта ОУ; - несоответствие названия предмета в КТП названию рабочей программы; - несоответствие количества часов в КТП и рабочей программе; - отсутствие даты проведения занятий; - отсутствие общего количества часов по предмету, количества часов отведенных на к/р; л/р, п/р ; - отсутствие в КТП уроков контроля
Расписание л -несоответствие названий предметов учебному плану; -невыполнение требований СанПиН, предъявляемых к составлению расписания; -несоответствие количества часов в расписании по отдельным предметам количеству часов, предусмотренных по этим предметам в учебном плане; -включение факультативных занятий в основное расписание
Журналы л- несоответствие названий предметов учебному плану; - незаполненные страницы о проведенных занятиях в течение нескольких недель; - не выставление отметок: текущих, за к/р, л/р, п/р, сочинения; - выставление итоговых отметок за четверть по 1-2 отметкам; - несоответствие тем, пройденных на уроках, темам в КТП; - отсутствие замечаний педагогам по ведению журналов
Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). п.2 Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования включает: Пояснительную записку «Общие положения»; Основное содержание основной общеобразовательной программы; Базисный учебный план; Основные образовательные результаты; Состав рабочих программ по учебным предметам; Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период начального и основного общего образования. Возможно также включение: Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование; Требований к системе мер по обеспечению здоровья учащихся; Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
Ст. 14 Закона РФ «Об образовании» п.5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
Образовательная программа общеобразовательного учреждения конкретизирует основную образовательную программу применительно к особенностям вида учреждения общего образования, состава учащихся, места расположения образовательного учреждения, педагогических возможностей образовательного учреждения.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения Принимается педагогическим советом и утверждается управляющим советом и учредителем образовательного учреждения Должна гарантировать возможность достижения результатов образования, планируемых основными образовательными программами Должна учитывать пожелания родителей учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующей ступени и способствующих более высокому уровню социализации обучающихся Не может ограничивать права учащихся на получение доступного качественного образования Образовательное учреждение несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем Образовательное учреждение обязано ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы школы
Основное назначение образовательной программы школы Создание механизма реализации педагогического потенциала локальной образовательной системы, которой является школа. Такой потенциал в значительной мере определяется связями и отношениями между отдельными элементами системы, в качестве которых можно рассматривать и отдельные учебные программы, и участников образовательного процесса, реализующих эти программы.
Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по ступеням обучения Примерная учебная программа – государственный документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, распределяет время по ступеням обучения Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы с учетом регионального и школьного компонентов посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Компоненты рабочей учебной программы титульный лист пояснительная записка требования к уровню подготовки учебно-тематический план содержание тем учебного курса контроль результатов реализации учебной программы внеучебная деятельность перечень литературы и средств обучения
Раздел «Учебно-тематический план» Наименование раздела, темы Количество часов В том числе: -на лабораторные, практические работы -контрольные работы
Раздел «Учебно-тематический план» Наименование раздела, темы Количество часов В том числе: на лабораторные, практические работы контрольные работы
Раздел «Содержание программы» название темы необходимое количество часов для ее изучения обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели): обучающийся должен иметь представление знать уметь иметь опыт содержание учебного материала (дидактические единицы) темы практических и лабораторных работ
Алгоритм создания рабочей программы 1. Выбрать программу по предмету и соответствующий ей учебник, рекомендуемые Федеральным перечнем 2. Сравнить цели изучения предмету в выбранной программе с целями, сформулированными в примерной программе по предмету. 3. Сопоставить содержание выбранной программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана (определите наименование тем, отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по предмету федерального базисного учебного плана, но не включенных в программу по предмету 4. При разработке рабочей программы необходимо включить в нее разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа двух программ (пункт 3)
5. Такую же работу необходимо провести с разделом «Требования к уровню подготовки обучающихся» 6. Внести в раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента 7. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса (последовательность изучения тем) 8. Требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме взять из примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана, распределить их по классам согласно авторской структуре курса
9. Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов учебно-методического комплекта (УМК) 10. Выбрать или разработать контрольно- измерительные материалы (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей) 11. Разработать новое календарно- тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя 12. Используя рекомендации по созданию программ, составить рабочую программу по предмету
Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по ступеням обучения Примерная учебная программа – государственный документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, распределяет время по ступеням обучения Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы с учетом регионального и школьного компонентов посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Требования к составлению и утверждению рабочих программ Рабочая программа – это учебная программа, составленная педагогом для конкретного образовательного учреждения и определенного класса на основе авторской программы, включающая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как: цели и задачи, обозначенные в основной образовательной программе образовательного учреждения; требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения; объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе; состояние здоровья обучающихся; уровень подготовки обучающихся и степень их учебной мотивации; познавательные интересы обучающихся; учебно-методический комплекс, выбранный педагогом.
Цель составления рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету, курсу. Задачи составления рабочей программы: дать представление о практической реализации Федеральных государственных образовательных стандартов при изучении предмета (курса); определить порядок изучения предмета, курса с учетом целей и задач, поставленных в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Компоненты рабочей учебной программы 1.титульный лист; 2.пояснительная записка; 3.планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 4.содержание учебного предмета, курса; 5.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 6.материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Титульный лист наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного предмета, курса, дисциплины, модуля; класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс; краткая информация о составителе программы (Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет (курс), его квалификационная категория); год составления программы.
В пояснительной записке указывается: название, автор и год издания конкретной программы (авторской), на основе которой составлена рабочая программа; цели и задачи данной программы на конкретный период обучения в области формирования системы знаний, умений особенности и проблемы, существующие при изучении предмета (курса) в данном классе; изменения, внесенные в авторскую программу (изменение сроков или времени изучения разделов, тем и т.п.) и их обоснование информация об изменении содержания авторской программы (при необходимости) с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений достигает более 20 %, то требуется согласование и внешняя рецензия
В пояснительной записке указывается: учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно Федеральному перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ) количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований; особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Раздел «Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» Учебные умения и способы деятельности ПредметныеМетапредметные ПознавательныеРегулятивныеКоммуникативные Личностные
Раздел «Содержание учебного предмета, курса» реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно- тематическом плане
Содержание тем учебного курса Название темы/раз дела Кол-во часов Основные изучаемые вопросы Виды и формы контроля Использо вание ИКТ Требовани я к знаниям и умениям обучающих ся (по данной теме)
Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет периодичность проведения зачетов, контрольных, практических и др. видов работ.
Раздел «Материально-техническое обеспечение учебного процесса» описание основной и дополнительной учебной литературы (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: литература (основная и дополнительная), дидактический материал, оборудование и приборы.
Алгоритм создания рабочей программы 1. Выбрать программу по предмету и соответствующий ей учебник, рекомендуемые Федеральным перечнем 2. Сравнить цели изучения предмету в выбранной программе с целями, сформулированными в примерной программе по предмету. 3. Сопоставить содержание выбранной программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана (определите наименование тем, отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по предмету федерального базисного учебного плана, но не включенных в программу по предмету 4. При разработке рабочей программы необходимо включить в нее разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа двух программ (пункт 3)
5. Такую же работу необходимо провести с разделом «Требования к уровню подготовки обучающихся» 6. Внести в раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента 7. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса (последовательность изучения тем) 8. Требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме взять из примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана, распределить их по классам согласно авторской структуре курса
9. Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов учебно- методического комплекта (УМК) 10. Выбрать или разработать контрольно- измерительные материалы (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей) 11. Разработать новое календарно-тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя 12. Используя рекомендации по созданию программ, составить рабочую программу по предмету
8. Приложение к программе Списки тем рефератов; Темы проектов; Темы курсовых и творческих работ; Примеры работ; Методические рекомендации; Тексты контрольных работ
возможно предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме.
Оформление рабочей программы. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.