Программа « Ступени развития личности» -формирование ключевых компетенций учащихся через программу; -определение ведущей деятельности; -требования к реферату, проектной и исследовательской работе учащихся
Младший подросток - 5 класс Обученность: умение работать с дополнительной литературой,работа с понятиями и терминами,умение приводить примеры и факты из жизни, дневники наблюдений, работа по алгоритму, составление плана, диалогическая речь. Ведущая деятельность- общение, к.т.д. учение Виды активной познавательной деятельности: дневники наблюдений, сообщения, мини- исследования.
Младший подросток – 6 класс Обученность: Опыт, эксперимент, умение разделять процесс на этапы, сопоставление, ранжирование, исследование несложных практических ситуаций, практические и лабораторные работы, ведение творческих тетрадей и дневников. Ведущая деятельность- учение, общение, общественно- полезный труд. Виды активной познавательной деятельности- практические работы, ведение творческих тетрадей, сообщения по теме.
Старший подросток -7 класс Обученность: Умение систематизировать материал,моделирование,мини- исследование,умение оформления письменной и устной подачи материала, умение разделять процесс на этапы, умение различать факт, мнение, аксиому,доказательство, гипотезу. Ведущая деятельность- творческая и научная. Виды активной познавательной деятельности- мини- исследование, мини- проект,навыки составлениянаучного сообщения, умение оформления и устной подачи материала.
Старший подросток – 8 класс Обученность: Ведение диалога, навыки оформления деловых документов, обобщение материала в виде схем, таблиц и графиков, умение работать в малых и больших группах. Ведущая деятельность- практическая. Виды активной познавательной деятельности- исследовательская, проектная, составление научной статьи и выступления с докладом по защите работы.
Старшеклассник -9 класс Обученность: классификация событий, фактов, понятий, умение мотивированно отказаться от образца и искать оригинальные решения, проведение информационно- смыслового анализа. Ведущая деятельность – самореализация. Ведущая активно- познавательная деятельность- исследовательские работы, проектные работы, реферат.
Старшеклассник -10 класс Обученность: умение самостоятельно организовывать познавательную деятельность, анализирование ситуаций, определение сущности характеристик изучаемого материала, выдвижение гипотез осуществление их проверки. Ведущая форма деятельности: рефлексия Виды активной познавательной деятельности – реферат, исследовательская и проектная деятельность.
Выпускник -11 класс Обученность : самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, создание собственных произведений и моделей, умение обосновывать суждения и приводить доказательства, умение вести дискуссию и диспут. Ведущая форма деятельности- формирование в себе личности, способной строить жизнь достойную человека. Виды активной познавательной деятельности- исследовательские и проектные работы.
5,6,7 класс Мини-исследование, дневники наблюдений, сообщения по теме. Литературные источники: справочники, энциклопедии, учебники, литература с подробным описанием изучаемого объекта или явления. Аудио- видео источники – научно- популярные фильмы, передачи, художественные фильмы. Интернет, мультимедийные программы. Человек- источник информации
8,9,10 класс Реферат Структура реферата: - введение: краткая характеристика изучаемой темы, обоснование ее актуальности, личная заинтересованность автора,практическая значимость, конкретные цели и задачи. -основная часть: в данном разделе должна быть раскрыта тема, материал разделен на главы, излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. -заключение: подводятся итоги всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные вопросы, делаются собственные обобщения. -список литературы- фиксируются только те источники информации с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. - приложение- приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему.
Содержание ( оглавление реферата) содержание реферата – это перечисление глав реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке: 1 титульный лист 2 оглавление 3 введение ( обоснование выбранной темы) 4 основная часть 5 заключение ( выводы) 6 список использованной литературы 7 приложения
Правила оформления реферата При оформлении следует учитывать, что работа открывается титульным листом. Объем не должен превышать15-20 страниц для печатного варианта. Каждая структурная часть реферата начинается с новой страницы. После заголовка располагаемого посредине строки не ставится точка, не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются, номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется.
Исследовательская работа учащихся ( 8.9,10.11 класс) Определение проблемы, как начало исследования. Тема исследования ( не только интересна на данный момент, но и востребована ) Актуальность и практическая значимость исследования Объект и предмет исследования Определение целей и задач, формулирование гипотезы, выбор методов и средств исследования. Планирование. Исследование, подтверждение гипотезы, анализ данных. Оформление работы и подготовка приложений. Обзор информационных источников Составление защитной речи, доклад. Презентация работы.
Формы представления работы Научная статья Тезисы доклад отчет
доклад Доклад- это документ, содержащий изложение результатов исследования или опытной работы. В докладе отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОЗНАЧЕНА ПРОБЛЕМА, ОТМЕЧЕНЫ ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ. - ЗАГОЛОВОК -ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ - КРАТКИЕ ДАННЫЕ О МЕТОДИКЕ И МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ, -АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБОБЩЕНИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ССЫЛКИ НА ЦИТИРУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
Структура исследовательской и проектной работы Титульный лист Оглавление Введение Основная часть Заключение Список источников Приложения
Методы исследования Наблюдение Эксперимент Моделирование Анкетирование Анализ и синтез Сравнение Обобщение Классификация Определение понятий
Учебный проект Составные части метода проектов: Столкновение с проблемой Сбор теоретических данных Сбор экспериментальных данных Построение объяснений Анализ хода исследования
Типология проектов Проекты направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний Практические проекты Комплексные проекты Аналитические проекты- задания Творческие комплексные проекты
« Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать» В.Г.Воровщиков