В 1925 году в журнале «Россия» были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия", которые сразу же привлекли внимание ценителей русской литературы.
По словам самого автора, "Белая гвардия" – «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...», «изображение интеллигентско- дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь Белой гвардии». В романе повествуется о сложном времени, когда дать однозначную оценку всем происходящим событиям было очень трудно, а сразу во всем разобраться невозможно. В своем творении Булгаков запечатлел личные воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.
В основе романа – личные впечатления писателя о событиях, происходящих на Украине в 1918 – 1919 годах. Октябрьская революция застала Михаила Афанасьевича в Вязьме. Только в феврале 1918 года Булгакову удалось освободиться от службы врача и вернуться в Киев, в тот самый дом на Андреевском спуске (в романе Алексеевский), где по- прежнему жили его мать, сёстры и младшие братья. Алексей Турбин, один из главных героев романа, молодой врач, в котором нетрудно узнать самого Булгакова, также «после тяжких походов, службы и бед» вернулся на Украину.
Роману предшествует эпиграф с цитатой из «Капитанской дочки» :«Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. -Ну, барин, - закричал ямщик, -беда: буран!». Эпиграфом Булгаков подчеркивает, что в романе идет речь о людях, настигнутых бураном революции. Но, несмотря на все выпавшие на их долю испытания, эти люди смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Вторым эпиграфом, имеющим библейский характер, Булгаков вводит читателей в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений. Второй эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими...»
Мотив эпиграфов развивает эпический зачин романа: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный, дрожащий Марс». Марс – звезда войныВенера – звезда любви
Стиль зачина близок к библейскому, а ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия. Таким образом автор своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия. В открывающем произведение поэтическом зачине заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Сам выбор звезд позволяет спуститься из космической дали к миру Турбиных, так как именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.
В центре повествования – интеллигентная семья Турбиных, которая становится свидетельницей и участницей важных и страшных событий. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени: «Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?»
Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье – потеря матери – сливается с другой страшной катастрофой – крушением старого, складывавшегося веками, прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных.
В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность : « бронзовые часы, играющие гавот … бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным шоколадом …» Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. В доме Турбиных, « несмотря на пушки », крахмальная и белоснежная скатерть. « Полы лоснятся, и в декабре … На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни », - пишет Булгаков. Здесь женщине покоряются как богине, а честь – в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми.
Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгой в руках : Алексей читает « Бесов » Достоевского, Елена увлечена Буниным, на книжных полках стоят томики Пушкина, Толстого и других классиков.
Дому Турбиных Булгаков противопоставляет мир внешний – «кровавый и бессмысленный», в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но дом является частью Города, как город – часть земного пространства. Город, по описанию Булгакова, был «прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром». Но свершились великие события, и его облик резко изменился. Сюда бежали «..промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий...» и многие другие. И город зажил «странною, неестественной жизнью...» Нарушился естественный ход истории, и сотни людей стали жертвами.
В основе сюжета романа не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, а нравственные конфликты и противоречия. Исторические события являются лишь фоном, на котором раскрываются человеческие судьбы. Автора интересует внутренний мир человека, оказавшегося в центре событий, когда трудно остаться самим собой. В начале романа герои не понимают всей сложности и противоречивости политической ситуации и пытаются отмахнуться от политики, но в ходе повествования они оказываются в самом центре революционных событий.
Старший в семье Турбиных, 28-летний врач. Бритый и светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Один из заблудившихся в революционной метели. В первых главах – убеждённый монархист и белогвардеец, считает долгом защитить Город от петлюровцев (доброволец дружины – доктор). В конце романа – смертельно раненный испытывает крушение веры: «Надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь, а не воевать, заливая кровью родную землю»
Елена Турбина – хранительница семейного очага и семейных традиций. Излучает любовь, свет, добро. Несёт религиозное начало : молитва Богородице о спасении Алексея. Трагедия – в предательстве мужа.
Младший в семье Турбиных. Голубые глаза. Длинный птичий нос. Вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли, приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринёва, Петю Ростова из романа- эпопеи «Война и мир». Человек чести: поведение в бою, желание отдать долг умершему Най-Турсу. «Честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете».
Турбины не принадлежат к числу людей, которые могут пересидеть тяжелое время, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса – «инженер и трус, буржуй и несимпатичный». Турбиным чужды мещанская замкнутость и ограниченность Лисовича, пересчитывающего купоны в темных углах, в то время как на улицах проливается кровь. Турбины иначе встречают грозное время. Они остаются верными своим понятиям о чести и долге, не меняют своего образа жизни. Когда на улицах Города тревожно, звучит грохот орудий, в доме Турбиных тепло и уютно. Друзей семьи встречают свет и душевное тепло, накрытый стол, звенит переборами Николкина гитара. Друзья Турбиных отогреваются здесь и телом и душой.
В этот дом приходит из страшного мира смертельно замерзший Мышлаевский. Как и Турбины, он остался верным законам чести: не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы не полковник Най-Турс, также человек чести и долга.
Вопреки безобразию, творящемуся в штабе, полковник привел двести хорошо одетых и вооруженных юнкеров. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, осознав, что он и его юнкера предательски брошены командованием, прикроет свой полк и ценой собственной жизни спасет своих мальчиков. Потрясенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка прикладывает все силы, чтобы отдать Най-Турсу последний долг – сообщить семье полковника о его гибели, похоронить достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.
В финале романа дано описание бронепоезда «Пролетарий». Ужасом и отвращением проникнута эта картина: «Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых стенках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест». Булгаков понимал, что привело старую Россию к трагедии. Но люди, стреляющие в своих соотечественников, ничуть не лучше тех штабных и правительственных предателей, которые посылали на верную гибель лучших сынов Отечества.
Не давая в романе прямых авторских поучений и нравственно- философских размышлений, Булгаков очень часто позволяет героям прикоснуться к истине через сновидения. Так, например, Алексею Турбину снится Город. Мы знаем, что Город полноценный герой романа. «Прекрасный в морозе и тумане...» этот эпитет открывает «слово» о Городе и является главным в его изображении. Образ Города излучает необыкновенный свет свет жизни, который поистине неугасим.
А дом Турбиных – символ нетленной красоты и правды лучших людей России, ее безымянных героев, хранителей добра и культуры – продолжает согревать души многих поколений читателей и доказывать мысль, что настоящий человек должен оставаться человеком при любых условиях.
Но в России во все времена находились люди, верные долгу и чести. Для этих людей дом – это не просто стены, а место, где хранятся традиции, где никогда не исчезает духовное начало, символом которого всегда остаются книжные шкафы, наполненные книгами. И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном небе, автор заставляет читателей думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности перед историей, друг перед другом: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле».