Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества покровительствующие людям. Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. В д ругих к ошек п ричисляли к с уществам д емоническим, но н е м енее могущественным.
Примерно за 3000 лет до н. э. в Древнем Египте началось восхождение кошки к обожествлению. Жрецы львиноголовой богини Бастет использовали львов во время военных походов. Однако лев оказался совершенно непригодным для одомашнивания. Прежде чем выступить против врагов, львы нередко сокращали ряды своих друзей. Но однажды лев чихнул и из его ноздрей выпрыгнул маленький котенок, гласит древневосточное сказание. Египтяне почитали бога Ра в образе кошки, но их подлинной богиней стала Бастет или Баст. Богиня Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов эгида с головой кошки. Культ кошки достиг своего расцвета во время 12- й и 13- й династий египетских фараонов ( около 1800 года до н. э.).
Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила древний город Бубастис стал местом паломничества. Египтяне из всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главной точкой притяжения египтян был колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь они хоронили бальзамиро - ванных умерших любимых кошек.
Велес - одно из центральных божеств в славянской мифологии. Верным спутником Велеса, его священным животным считается мохнатый кот. В мифологии Древней Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности - сохранение домашнего очага. Но и это не все - кошка у русских является еще и проводником в потусторонний мир. В русских сказках, во многом вышедших из старославянских мифов, кошка - один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказки, обладал уникальным голосом ( слышным за семь верст ), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо - влево, в русской мифологии он ходит вверх - вниз. И не по дереву, а по железному столбу.
КОРГОРУШИ ( коловерши ) в восточнославянской мифологии помощники домового ; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти, отсюда такая нелюбовь и страх при виде черной кошки. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из - под носа нерадивого соседа - дворового. Из - за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме все вверх дном.
Кошки изображаются на стенах начиная с первого периода минойской цивилизации, домашние кошки не фигурируют в мифологии Древней Греции, в то время как большие кошки, такие как лев и гепард встречаются часто. Символом греческой богини Гекаты был черный кот, и она считается предзнаменованием смерти. В древнегреческих легендах кошки считаются любимыми спутниками ведьм. Древние греки считали, что в начале мира, Солнце и Луна создали всех животных. Солнце создало льва, а Луна породила кошку. Львы, известные грекам из Африки и Малой Азии, занимают свое место в греческой мифологии, как существа жестокие, сильные, храбрые. Лев был также связан с водой, плодородием и царством мертвых.
О кошках упоминается в первом подвиге Геракла. Геракл победил Немейского льва, снял с него шкуру и носил ее в знак победы и доблести. Барс был священным для Диониса, греческого бога вина. Дионис носил кожу леопарда во время его пребывания в Азии. Диониса часто изображают в женском платье верхом на леопарде. В камешках мозаики из македонской столицы Пеллы, бог был показан верхом на спине у леопарда. Амфора. Геракл с немейским львом. Экспонат из коллекции Государственного Эрмитажа.
В Римской Империи кошка ассоциировалась со свободой и независимостью. В Древнем Риме кошка всегда сопровождала богиню свободы Либертас. Знаменитый Спартак, возглавивший восстание рабов, поместил на свое знамя именно изображение кошки. Римскую богиню любви Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. Венера как богиня любви нередко изображалась с кошкой.
Встречаются кошки и в мифологии скандинавов. Богиня любви и красоты Фрея ездила в колеснице, запряженной двумя кошками. Кельтской богине Керидвен служили белые кошки. Вообще, кельты трепетно относились к этим животным, независимо от окраса. Кошек можно встретить как в кельтских рисунках, так и в мифах, они также играли важную роль в некоторых обрядах. Кошка в мифологии кельтов и скандинавов