Наш музей открылся 29 октября 1997 года
Основательница музея Анастасия Алексеевна Лавлинская, учитель истории гг.
В музее собрано более 90 подлинных экспонатов, отражающих материальную и духовную культуру Воронежского края, конца 19 - начала 20 века. Экспонаты оформлены в семь экспозиций: 1.Конопля и то, что из неё получается. 2. Предметы домашнего обихода. 3. Куклы и игрушки. 4. Горница. 5. «Красный угол». 6. «Костюм Воронежской губернии» 7. «Бабий кут».
сноп конопли пенька В экспозиции «Конопля и то, что из неё получается» находится сноп конопли и изделия из неё: пенька, конопляная нить конопляная нить
Из конопляных нитей делали полотенца. Казалось бы, простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождало человека всю жизнь. Родился человек, принимала его мать на полотенце, умывался человек - вытирал лицо и руки полотенцем, на свадьбе жениху и невесте подавали хлеб да соль на расшитом полотенце. По праздникам вешали полотенца по стенам бревенчатой избы, обрамляли ими зеркала, окна, рамы с фотографиями, а самым красивым полотенцем украшали «Красный угол»
Во второй экспозиции «Предметы домашнего обихода» представлены различные приспособления, орудия труда сделанные нашими бабушками и дедушками
Здесь коса, цеп и серп - верные друзья крестьян на полевых работах коса цеп серп
Стиральная доска и валек – предметы помогающие женщинам, при стирки белья стиральная доска валёк
Рубель и скалка - прототип нынешнего утюга
Особый интерес представляет кочетык, приспособление с помощью которого плели лапти и зимнюю обувь - чуни
Прялка, с помощью которой пряли женщины пряжу
Возле прялки обычно располагали плетеную люльку, в которой вырастало порой несколько поколений. Колыбель подвешивали к стенкам, это висячие положение обуславливалось не только соображениями удобства, но и наполнялось мифологическим содержанием. Люди считали, что пространственная оторванность новорождённого от земли, обеспечивает ему сохранение жизненной силы.
тряпичная кукла-оберег кукла соломенная матрёшка
В горнице зимними вечерами любили собираться многочисленные члены семьи и гости. Сидя на лавках, они читали книги, пели песни, сочиняли частушки
В более позднее время, до Великой Отечественной войны и после неё, в крестьянских избах появились патефоны. В наш музей такой патефон, 1949 года выпуска, передала жительница г. Семилуки Анисимова Надежда Дмитриевна. К нему мы собрали множество пластинок с записью песен М. Мордасовой, И. Козловского и многих других исполнителей
Здесь представлены и письменные принадлежности: чернильница, перодержатель
Редчайшие книги – «Живое слово», учебник по которому учились читать наши бабушки и дедушки Журнал «Былое» - источник информации, которому уже более 100 лет!
Керосиновая лампа. Керосиновоё освящение начало постепенно распространяться в русской деревне с середины 1860 годов и к началу 20 столетия полностью вытеснило все остальные способы освещения
Почётное место в избе занимал «Красный угол», место, где находился стол перед иконой. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам. В красный угол, за стол, сажали дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых
Питался русский народ очень умеренно, соблюдая все церковные посты. Среди кушанья главное место занимал хлеб из ржаной муки. Из пшеничной муки делали праздничные калачи и блины.
Каждый день крестьяне ели кашу, картофель, лук, чеснок
Хлеб, главное кушанье на русском столе, подавали на деревянном блюде. Часто блюдо украшали резьбой и писали на его кайме молитву
Излюбленным предметом на русском столе был самовар, из которого пили чай с кусочками сахара. В нашем музее храниться старинный самовар, который простоял долгие годы в музее не заметным, а после отчистки, оказался медным и имеющий на лицевой стороне гравированные медали, отличительные знаки качества
В шестой экспозиции ««Костюм Воронежской губернии», мы хотим представить одежду крестьянской женщины состоящей из: ситцевой блузки, накинутого на плечи платка, традиционной юбке- панёвы, которая была выткана из домотканой шерсти в клетку. Эту панёву приготовила к свадьбе своей внучки, Толубаевой Евгении Фёдоровны, бабушка из села Гудовка Семилукского района Воронежской области
Также здесь представлена традиционная крестьянская обувь – лапти. Самыми красивыми были вязанные лапти из лыка вяза. Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи
Самая яркая и интересная экспозиция. Бабий кут - это угол хозяйки дома, место у русской печи, где стояла домашняя утварь, что по хозяйству годилась
Чугунки и котелки, для приготовления пищи в русской печи
Сковородники, ухваты- с помощью которых, вынимали из печи горячую посуду
Кринки – сосуды для хранения молока. Молоко в кринке дольше сохраняло свою свежесть и пользу
Хлебная дежа, в которой бродило тесто
Ступа и пест – приспособления для измельчение зерна
Цедилка- сито для процеживания молока
Совок- предмет для черпания и пересыпания муки
Чугунные утюги, в которые помещали раскалённые угли
В культуре народа, как в капле воды отражён весь его многовековой опыт, жизненная мудрость, передаваемая из поколения в поколения, от родителей к детям, от дедов к внукам. Заключена эта мудрость в древнейших обычаях, традициях, в убранстве жилища, в предметах быта, в самом укладе жизни. Благодаря нашему школьному музею «Русская изба»учащиеся имеют возможность стать частью жизни своего народа, приобщаются к своим народным истокам, узнают о доме как о материальной и духовной основе семьи