РАЗВИТИЕ СКУЛЬПТУРЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН МХК 8 класс Преподаватель ГБОУ СОШ 827 Города Москвы Щербунова Г. В.
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.изобразительного искусства Глиняная фигурка женщины Терракотовая фигурка человека
Предок Женское изображение
Эпоха палеолита и неолита Возникновение скульптуры связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах мира, обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин – прародительниц рода.
Палеолитические Венеры
Круглая скульптура, обычно небольших размеров, резалась из мягких пород камня, из кости и дерева.
Рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер.
Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Топор в виде головы лося или лошади
Первобытные скульпторы.
Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытнообщинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; Скифские золотые рельефы
Цивилизация Нок, названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок). Терракотовые головы культуры Нок.
Скульптура древнейших цивилизаций. Цивилизация - развитие и упадок различных культур, моральных ценностей и научных достижений древности, повлиявших на развитие всего человечества. Древнейшие: - египетская - греческая - римская - индийская - китайская
Древняя египетская цивилизация Периоды истории: Додинастический V – IV тыс. до н.э. Раннего царства 30 – 28 вв. до н. э. Древнего царства 28 – 23 вв. до н. э. Среднего царства 23 – 16 вв. до н. э. Нового царства 16 – 11 вв. до н. э. Поздний период 11 – 332 г. до н. э.
Выражение всеобъемлющей идеи деспотизма, прославление власти богов и царей. Такова скульптура Древнего Египта. - огромные неподвижные сфинксы, полные величия торжественны и спокойны;
- статуи фараонов и их жён; ( в изображении использовались каноны)
Монументальная скульптура Древнего царства
Раннее царство определило главные правила, которым нужно было следовать при создании скульптурных форм: 1. Симметрия и фронтальность. 2. Спокойствие поз.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
-Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие правила сохраняются и здесь.
Период XVIII династии (Период Амарны) - время расцвета египетского искусства. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно- философского учения и государственного культа, созданных Аменхотепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их.
Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
Вторая половина Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.
скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.Хатшепсут
Вопросы: 1.Человек который вырезает или высекает свои произведения? 2.Один из формы скульптуры, располагается на плоскости и рассчитан на фронтальное восприятие? 3.Разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение возвышается над плоскостью фона более чем на половину объёма? 4.Способ (метод) выполнения скульптуры? 5.Форма изображения человека? 6.Разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона менее чем на половину своего объёма? 7.Лучший пластический скульптурный материал, созданный самой природой?