Франц Кафка
Тема: « Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле Кафки «Превращение»
Счастливым я был бы только тогда, когда смог бы привести мир к чистоте, правде, стабильности. Ф.Кафка Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! А.С.Пушкин
Репродукция итальянского художника Ренато Гуттузо Рассмотрите портрет и скажите, в какой живописной манере он выполнен?
Цель: Развивающая: развивать навыки работы с художественным текстом, образно-логическое и критическое мышление, творческие способности; создать условия для работы учащихся, применяя интерактивные формы обучения, поощрять желание высказывать собственные мысли и делать выводы; Обучающая: помочь разобраться в сложной ситуации, в какой оказался Грегор Замза, увидеть итог жизни «маленького человека», исследовать причины разлада главного героя с окружающим миром, самим собой; определить основные конфликты в произведении, смоделировать «мир» Кафки и сделать попытку найти «спасательный круг для человечества. Воспитательная: воспитывать порядочность, доброту, умение сопереживать другим.
Тесты. Кафка «Превращение». 1.Какой премией было отмечено творчество Кафки? а) Нобелевской; б) премией им. Г.Фонтане; в) премией им. Г.Кляйста. 2.Творчество Кафки связано с : а) импрессионизмом; б) футуризмом; в) экспрессионизмом. 3.Отправной точкой развития сюжета новеллы «Превращение» является: а) неявка Грегора на работу; б) превращение Грегора в насекомое; в) конфликт Грегора с семьей. 4.Начало новеллы... Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое, - представляет: а) экспозицию; б) завязку; в) кульминацию. 5.Человек-насекомое в новелле «Превращение» является символом: а) изолированности человека в семье; б) обреченности в любви; в) крайнего человеческого одиночества. 6.Кем работал Г.Замза: а) юристом; б) коммивояжером; в) учителем. 7. Вспомните, как отнеслись к превращению героя его близкие: а) не заметили; б) с сочувствием; в) испугались и отвернулись от него. 8. Кто из членов семьи приносит самые сильные моральные страдания: а) сестра; б) мать; в) отец. 9.После превращения Грегор Замза воспринимает окружающий его мир: а) умом; б) сердцем; в) интуитивно. 10.Укажите, как отреагировал Грегор на метаморфозу, которая с ним произошла: а) собирался идти в таком виде на работу; б) испугался и спрятался; в) хотел вылезти и испугать управляющего. 11. В финале новеллы «Превращение» главный герой: а) превращается в человека; б) продолжает жить в превращенном виде; в) умирает
Ключ к тестам. 1.Б 2.В 3.Б 4.Б 5.В 6.Б 7.В 8.А 9.Б 10.А 11.В
Франц Кафка
А ты, Душа моя, разбита, - и со мной, Пытаясь петь в тоске бессонницы ночной, Лишь глухо стонешь ты, как от смертельной боли. Так раненый кричит, забытый где-то в поле, Под грудой мертвых тел, где вдавлен в кровь и грязь. Он, силясь двинуться, умрёт не шевелясь. Все чувства гибнущей ладьи я испытал. Меня баюкал бриз попутный, Укачивала зыбь, остервенелый шквал Трепал, а штиль над глубью мутной Был зеркалом души, в котором лишь одно Отчаянье отражено. И это запертый в дыре тлетворный гений Среди кружащихся, глумящихся видений, - Мечтатель, ужасов разбуженный ум безумью отдаётся,- Вот образ той души, что в мрак погружена И в четырёх стенах действительности бьётся. Ш. Бодлер Ш. Бодлер
Превращение Растерянность Изгнание Появление в гостиной
Чувство вины, жажда понимания Равнодушие близких Изгнание Появление в гостиной
Страдание Ненависть близких Изгнание Появление в гостиной Изгнание Смерть
Описание насекомого
Грегор Мать Сестра Отец До превращения Грегор был в центре, т.к. он содержал всю семью и находился в гармонических (условно) отношениях с членами семьи
Упражнение «Займи позицию» Считаете ли вы правильным отношение родных к Грегору после его превращения? ДА НЕТ
Репродукция Э. Мунка «Крик»
Грегор Мать Сестра Отец После превращения Грегор выпадает из центра семьи, но существует как «чужой» среди своих, теперь он вступает в стадию конфликта с родными.
Грегор Мать Сестра Отец Исчезновение Грегор уходит из жизни и тем самым возвращает спокойствие и «гармонию» в семью, он исчезает даже из памяти родных
Упражнение «Займи позицию» Есть ли среди вас те, кто изменил свою позицию? Почему? ДА НЕТ
Каков же он, «мир Кафки»? С помощью какой модели можно его передать?
Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! А.С.Пушкин Какое же отношение имеет светлый мир сказки к только что рассмотренному произведению?
Беседа с элементами компаративного анализа Беседа с элементами компаративного анализа : 1.Что общего у Грегора Замзы и сказочного героя?
2. Был ли момент, когда герой сказки чувствовал страшное одиночество? 3.Что стало причиной второго перевоплощения? Почему он не погибает?
4.Почему счастливый конец сказки можно предугадать? Есть ли в тексте какие-то символы, указания на это? 5. А что окружало Грегора? 6. Можем ли мы найти хотя бы один эпизод в новелле, где был бы намёк на возможность обратного перевоплощения Грегора?
Твори добро
Упражнение «Незаконченное предложение» 1.Я сегодня на уроке…(что делал? Чему научился?) 2.Для меня наиболее важным открытием было… 3.На уроке я себя чувствовал…
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему: 1.«Над чем заставляет задуматься история Грегора Замзы?» 2.«Как бы вы поступили, если бы один из близких людей оказался на месте Грегора?»
Франц Кафка