ФГОС ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – СТРУКТУРА,СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МГТУ им. Н.Э. Баумана Павлихин Геннадий Петрович – проректор, зав. каф., председатель УМС, д.т.н., профессор Девисилов Владимир Аркадьевич – зам. председателя УМС, к.т.н., профессор Симакова Елена Николаевна – ученый секретарь УМС, ст. преподаватель Телефон – (499) – 93
Основные особенности новых стандартов Стандартизация результатов обучения в виде компетенций, которые должен приобрести выпускник. Либеральная образовательная программа, предоставляющая вузам большую самостоятельность в ее формировании. Переход к кредит-системе, при которой трудоемкость оценивается в зачетных единицах Формулировка основных требований к организации и учебного процесса освоения образовательной программы Определения требований к оценке качества освоения образовательной программы и приобретенных компетенций.
Основные понятия стандартов Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения; Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении; Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие; Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; Профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности бакалавров и магистров Обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизация техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Объекты профессиональной деятельности бакалавров и магистров человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; методы и средства оценки опасностей, риска; методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду; методы, средства спасения человека.
Виды профессиональной деятельности бакалавров и магистров проектно-конструкторская; сервисно-эксплуатационная; организационно-управленческая; экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; научно-исследовательская.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров Проектно-конструкторская работа: участие в проектных работах в составе коллектива, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности; идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей; определение зон повышенного техногенного риска; участие в разработке требований безопасности; участие в разработке средств спасения и мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Сервисно-эксплуатационная работа: эксплуатация средств защиты и контроля безопасности; выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации ЧС; составление инструкций по безопасности. Организационно-управленческая работа: обучение рабочих и служащих требованиям безопасности; участие в организационной деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия; участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия.
Задачи профессиональной деятельности бакалавров Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская работа: проведение контроля состояния средств защиты; выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания; участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы. Научно-исследовательская работа: участие в выполнении научных исследований под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов; анализ опасностей техносферы; участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты; подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
Задачи профессиональной деятельности магистров Проектно-конструкторская работа: выбор и расчет параметров средств защиты человека и окружающей среды применительно к конкретным условиям; расчетно-конструкторские работы по созданию средств обеспечения безопасности, спасения и защиты человека; разработка разделов проектов, связанных с вопросами безопасности; конструкторское и авторское сопровождение научных исследований в области безопасности и технической реализации инновационных разработок; оптимизация производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду; проведение экономической оценки разрабатываемых систем защиты или предложенных технических решений.
Задачи профессиональной деятельности магистров Сервисно-эксплуатационная работа: установка (монтаж), наладка, испытания, регулировка, эксплуатация средств защиты; эксплуатация комплексных средств защиты и систем контроля безопасности; контроль текущего состояния используемых средств защиты, принятие решения по их замене (регенерации); проведение защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий. Организационно-управленческая работа: организация деятельности по охране среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях; управление небольшими коллективами работников, выполняющих научные исследования; участие в работе государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения безопасности; обучение управленческого и руководящего состава предприятий и организаций требованиям безопасности; участие в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания; расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности и экологичности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия обоснованных экономических решений; участие в разработке социально-экономических программ развития города, района, региона и их реализация; участие в разработке нормативно-правовых актов; осуществление взаимодействия с государственными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической, производственной, промышленной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях; разработка организационно-технических мероприятий в области безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем менеджмента техногенного и профессионального риска на предприятиях и в организациях; участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с направлением профиля, с учетом знания коньюктуры рынка и проведением маркетинговых работ на рынке сбыта.
Задачи профессиональной деятельности магистров Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская работа: научное сопровождение экспертизы безопасности новых проектных решений и разработок, участие в разработке разделов безопасности технических регламентов и их нормативно-правовом сопровождении; проведение мониторинга, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития ситуации на основании полученных данных; участие в аудиторских работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и экологической безопасности объектов экономики; организация и осуществление мониторинга и контроля входных и выходных потоков для технологических процессов, отдельных производственных подразделений и предприятия в целом; осуществление надзора за соблюдением требований безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания; проведение экспертизы безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и производственно- территориальных комплексов.
Задачи профессиональной деятельности магистров Научно-исследовательская работа: самостоятельное выполнение научных исследований в области безопасности, планирование экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, математическое и машинное моделирование, построение прогнозов; формулирование целей и задач научных исследований, направленных на повышение безопасности, создание новых методов и систем защиты человека и окружающей среды, определение плана, основных этапов исследований; анализ патентной информации, сбор и систематизация научной информации по теме научно-исследовательской работы; разработка и реализация программы научных исследований в области безопасности жизнедеятельности; разработка рекомендаций по практическому применению результатов научного исследования; составление отчетов, докладов, статей на основании проделанной научной работы в соответствии с принятыми требованиями; оформление патентов; разработка инновационных проектов в области безопасности, их реализация и внедрение.
Результаты обучения Компетенции Общекультурные Профессиональные по видам деятельности: проектно-конструкторская; организационно-управленческая; сервисно-эксплуатационная; экспертная, надзорная, инспекцинно- аудиторская; научно-исследовательская; Знания, Умения, Навыки
Образовательные программы Бакалавр Гуманитарный, социальный и экономический цикл: Иностранный язык Философия История Экономика. Математический и естественно-научный цикл: Высшая математика Информатика Физика Теория горения и взрыва Химия Экология Ноксология. Профессиональный цикл: Начертательная геометрия. Инженерная графика Механика Гидрогазодинамика Теплофизика Электроника и электротехника Метрология, стандартизация и сертификация Медико-биологические основы безопасности Надежность технических систем и техногенный риск Безопасность жизнедеятельности Управление техносферной безопасностью Надзор и контроль в сфере безопасности Магистр Общенаучный цикл: Информационные технологии в сфере безопасности Экономика и менеджмент безопасности Профессиональный цикл: Управление рисками, системный анализ и моделирование Экспертиза безопасности Мониторинг безопасности Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности
Базовые профили бакалавра Безопасность жизнедеятельности в техносфере Безопасность технологических процессов и производств Защита в чрезвычайных ситуациях Пожарная безопасность Инженерная защита окружающей среды Безопасность труда Охрана природной среды и ресурсосбережение Радиационная и электромагнитная безопасность
Требования к реализации Бакалавр Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий (не менее 20 % ауд. занятий) Лекции не более 40% от ауд. занятий Трудоемкость дис. не менее 2 з.е. 3 и более з.е. – экзамен Обеспечение возможности студента участвовать в формировании программы и обучения по индивидуальной программе Преподаватели –уч. степени не менее 50% доктора не менее 8 % проф. цикл – уч. степени не менее 60% Не менее 5% преподавателей – работники профильных пред. и организаций Наличие адекватного фонда оценочных средств Магистр Широкое использование активных и интерактивных форм, семинаров на рег. основе, проводимые исследователями и практиками по проф. проблемам Мастер-классы экспертов и специалистов Технологии развития командной работы, коммуникативности, лидерства Научно-исследовательская работа 80 % преподавателей уч. степени и звания, 12% доктора 20% действующие руководители и вед. работники профильных организаций Доктор руководит не более, чем 2 магистерскими программами Непосред рук. – ученая степень и не более 3 магистров Фонд оценочных средств
С полным текстом стандартов можно познакомиться в 4 журнала «Безопасность в техносфере», который находится в папке участников совещания
Технологии реализации Переход от квазиадминистративной синхронной поточно-групповой системы обучения к либеральной асинхронной кредитно-модульной системе Внедрение бально-рейтинговой системе контроля Внедрение кредитно-модульной системы обучения и оценки трудоемкости образовательной программы Внедрение новых активных и интерактивных технологий обучения Внедрение учебных кейсов образовательных модулей Внедрение самостоятельной учебной и исследовательской работы как основного компонента образовательного процесса
Спасибо за внимание