МОДЕЛЬ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ Автор: Заместитель директора по ВР Нилова И. С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Advertisements

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОУ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ Блажнова О.В., главный специалист отдела дополнительного образования департамента образования.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ. Причины и способы преодоления.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми,
1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Причины и способы преодоления.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
Выступление на педсовете 31 марта 2010 г. социального педагога МОУ СОШ 9 Васильевой М.Г.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Социально-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Классного руководителя классного руководителя Работа Работа с детьми и их семьями требующими особого внимания с детьми и их семьями требующими особого.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Система работы с детьми «группы риска» Три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети группы риска». Первым признаком является - наличие.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР СОРОКИНА О.И. Работа с «трудными» учащимися в МОУ СОШ 17 г. Подольска.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Транксрипт:

МОДЕЛЬ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ» УЧАЩИМИСЯ Автор: Заместитель директора по ВР Нилова И. С.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекв атное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Часть 1.

физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность ОтклоненияОтклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся. На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: 1) семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. 2) семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. 3) семьи, в которых отец является авторите том и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка 4) семьи с дефици том заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями

Типы профилактических мероприятий: -предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; -устраняющие подобные обстоятельства; -контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Типы профилактических мероприятий: -предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; -устраняющие подобные обстоятельства; -контролирующие проводимую работу и ее эффективность. Подходы: -информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); -социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); -медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); -социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением). Подходы: -информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); -социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); -медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); -социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ: комиссия по делам несовершеннолетних подразделения органов внутренних дел органы опеки и попечительства органы управления образованием образовательные учреждения специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной защиты учреждения труда и занятости населения учреждения по делам молодежи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации

Часть 2 В работе с детьми группы риска образовательное учреждение придерживается следующей модели:

1 этап – Выявление и постановка на учет учащихся данной категории. Это самый сложный и продолжительный по времени этап, и его выполнение полностью ложится на плечи социального педагога (если он есть) и классного руководителя. Именно они владеют информацией об учащемся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения.

. Задача классного руководителя и социального педагога – решить вопрос о форме учета (внутриклассный, внутришкольный). Затем ведется совместное социально – педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация об учащемся

2 этап – коррекционная работа. На данном этапе к деятельности подключается администрация школы, которая организует работу всех служб с семьей, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно – правовая сторона проблемы, их ответственность.

Социальный педагог (способствует социализации ребенка, оказывает возможную помощь в семье и т.д.) Медицинский работник (организует углубленный осмотр ребенка, консультации узких специалистов и т.д.) Психолог (осуществляет психологическое сопровождение коррекционной работы с ребенком, родителями, учителями). Коррекционную работу осуществляют:

2 этап – Взаимодействие социального педагога и психолога Социальный педагог и психолог совместно ведут «трудного учащегося» и его семью, выясняя проблемы в семейной коммуникации, проводят совместный анализ круга общения ребенка с использованием социальных и психологических методик.

3 этап – малый педсовет (совет по профилактике) На заседании малого педсовета классный руководитель предоставляет информацию об учащемся, о проделанной работе, включая и работу администрации учреждения, привлеченных специалистов, подводятся промежуточные итоги с семьей и учащимися, то есть идет обобщение всей собранной информации. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения до передачи материалов в КДН и ЗП, ПДН ОВД.

4 этап – Заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На основании собранной и полученной информации из школы инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ. Затем материалы передаются и рассматриваются на КДН и ЗП.

Амплитуда решений, принятых на КДН и ЗП, колеблется от предупреждения до вынесения постановлений о направлении материалов в судебные инстанции с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушений за правонарушения, предусмотренных УК РФ.

5 этап Рассмотрение материалов в судебных инстанциях.

Механизм взаимодействия и коммуникации Классный руководитель Учителя - предметники Социальный педагог Родители, Ученик Заместитель директора по ВР Классный руководитель, Ученик, Родители Мини - педконсилиум КДН ПДНПедсовет Социальный педагог Психолог класс Родители Ученический коллектив

Задачи школы по профилактике асоциального поведения:

создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией;

работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.

РЕКОМЕНДАЦИИ Ознакомительные посещения с целью: 1.Характеристика жилищно - бытовых условий семьи. 2.Приглашения на мероприятия в школу, СДК 3. Контроль за состоянием родителей. 4. Выяснение причин и приглашение детей в школу, если они отсутствуют на занятиях. 5. Ознакомление родителей с успеваемостью детей. 6. Индивидуальные беседы врача, педагогов с целью приглашения родителей для добровольного лечения от алкогольной зависимости. 7.Разъяснение статей Конституции об обязанностях и правах родителей на создание в семье условий для нормального развития ребенка как личности.

Журнал индивидуальных бесед с учащимися. Предлагаю вашему вниманию «Журнал индивидуальных бесед с учащимися». Он необходим как для профилактической работы, так и для работы с «трудными» учениками. Также он может являться одной из форм отчетности классного руководителя. Оформляем страницы для каждого ученика:. 1. фотография ученика 2. Фамилия, имя, отчество 3. Дата рождения: 4. Домашний адрес, телефон: 5. Фамилия, имя, отчество родителей: 6. Другие данные (состоит на внутриклассном, внутришкольном контроле, в детской комнате милиции и т.д.) Оформляем лист бесед: При каждом посещении школы родителями (индивидуальные беседы, родительские собрания) или при вашем посещении на дому ознакомьте родителей с проведенными беседами и попросите их расписаться «Ознакомлен ч. м. г. подпись». Таким образом, данный «Журнал индивидуальных бесед с учащимися» позволяет вам четко работать по каждому проступку, грамотно информировать родителей о поведении их детей, избежать проблем с администрацией школы и всегда держать свою документацию в порядке. Дата проведения беседы Тема, краткое содержание беседы Выводы Подпись классного руководителя Подпись ученика

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!