Гражданское образование РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ XVI Всероссийская конференция «Педагогика развития»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гражданское образование РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ XVI Всероссийская конференция «Педагогика развития»
Advertisements

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Модель Гражданско-патриотического воспитания МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Российская академия образования Всероссийское совещание по организации взаимодействия институтов РАО с государственными органами управления образованием.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Социальное проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетентностей школьников Областное государственное учреждение «Региональный.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ МОУ «Новохайская средняя общеобразовательная школа 14»
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Разработка механизмов совместной деятельности Финансового университета, образовательных учреждений среднего общего образования, реализующих программы профильного.
Концепция развития института в условиях модернизации системы дополнительного профессионального образования.
Концепция развития МОУ СОШ 6 г. Южноуральска в 2011 году. В рамках реализации Программы развития школы.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Основные направления экспериментальной деятельности кафедры ГМП и ГВ в рамках реализации государственной молодежной политики в учреждениях НПО и СПО Главная.
Инновационные процессы в деятельности Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.
2011 год гг. « Формирование гражданско – правовой компетентности участников образовательного процесса как средство преодоления правового нигилизма»
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Транксрипт:

Гражданское образование РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ XVI Всероссийская конференция «Педагогика развития»

О содержании понятия «гражданское образование» В российской педагогике сложились разные теории гражданского образования (воспитания) А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, А.С.Макаренко, А.В.Сухомлинский понимали его как формирование привычки к участию в жизни общества, страны. К.Д.Ушинский, И.А.Ильин олицетворяли его с развитием у гражданина чувства любви к Родине, осознанием своего национального достоинства. Советская педагогика – военно-патриотическое воспитание. Патриотизм (как значительно разработанная теория с.педагогики) характеризовался как единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности. Патриотическая идея играет значительную роль в истории России, являясь наиболее мощным мотивом мобилизации, сплочения общества и государства, особенно в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, внешних угроз 90-е г. – нач. 10-х г.г. гражданское образование определяется как политическое образование для демократии, формирование комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм и верховенство закона) 2006\09 годы – проблема научного обоснования понимания гражданского образования (предмет, методы исследования и т.д.)

Современные вызовы Власть заявляет о кризисе гражданской идентичности, неопределённости ценностей, кризисе патриотизма Общество обсуждает проблемы нетерпимости и экстремизма, ксенофобии, растущий национализм, насилие и унижение достоинства личности среди детей, к детям Информационное пространство усложняется КПМО – школу надо «открыть» родителям, детям Новые стандарты – образовательные программы школ, индивидуальные программы учеников

Логика развития содержания гражданского образования В последовательности принятия решений по содержанию гражданского образования образовательная политика – образовательный заказ – управление в образовании – образовательная практика отсутствует социокультурный анализ, мониторинг, на основании которого возможно определение ситуации уровня социализации подростков, проблематики особенностей социального самоопределения.

Региональные модели гражданского образования учащихся Санкт Петербургская: концепция гражданско-правового образования (автор – Н.И.Элиасберг, СПбГУ, кафедра гуманитарного образования) Самарская и Брянская, Орловская и Астраханская: гражданское образование (Центры гражданского образования в системе областных ИПКРО – региональные целевые программы) Тамбовская: гражданско – правовое (инициативная группа при областном ИПКРО) Ставропольская: гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи (краевой центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи – по инициативе краевого комитета по делам молодёжи

Гражданское образование детей и молодёжи Красноярском крае Успешно реализованы международные проекты, разработаны и используются качественные инновационные материалы для повышения квалификации по гражданскому образованию (Институт педагогики и психологии развития) Обоснован проблемно-рефлексивный подход для разработки учебных материалов по обществознанию 8 – 11 классы, создание и апробация УМК для 8 – 11 классов Повышение квалификации школьных команд для гражданского образования, школьные проекты успешно реализованы, что способствует развитию школ- участников С 2007\08 уч.г. курс «Основы регионального развития» кл. (нац-рег-комп) Дополнительное образование –Краевое Агентство детских общественных инициатив (ККДПиШ), Межрегиональный правовой колледж (СФУ), Центр «Сотрудничество на местном уровне» и др. Краевая ДЦП «Содействие развитию гражданского общества на 2009 – 2011 год», Красноярский Социальный форум, социальные гранты, проект «Школа молодого избирателя», издательский ресурс для библиотек и др.

Экспериментальная площадка РАО «Развитие гражданского образования в образовательных учреждениях Красноярского края» на годы Цель - разработка и развитие региональной системы мониторинга ситуации социализации подростков, взаимодействия институтов образования, органов власти и управления, гражданского общества, основывающегося на научно-практических достижениях мировой и отечественной педагогики

Основные направления работы центра Мониторинг ситуации социализации подростков с современной социокультурной реальности, исследование для разработки образовательной политики и управления в сфере гражданского образования, Ресурсные центры для гражданского образования – базовые площадки Красноярского краевого ИПКиППРО (детские сады, школы – начальные, подростковые, старшие). ЦГО организует для базовых школ повышение квалификации, подготовку школьных команд для разработки и реализации программ гражданского образования. Региональная научно-практическая конференция по гражданскому образованию. Инновационная форма повышения квалификации и поддержки профессионального развития учителей истории и обществознания, работающих по инновационным учебно- методическим материалам и комплектам, Сетевое взаимодействие, сотрудничество школ с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями, реализующими программы по гражданскому образованию. Разработка и общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов для поддержки гражданского образования в образовательных учреждениях. Создание и развитие информационной среды, обеспечивающей взаимосвязь школы и региональной власти, СМИ (информационные технологии, методические пособия, библиотечно-ресурсный центр ), в целях развития гражданского образования.

Региональный центр гражданского образования обеспечивает взаимосвязь образовательных учреждений с региональной властью и гражданским обществом Связь РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ШКОЛА означает создание условий для получения образовательными учреждениями объективной и актуальной для социализации и инкультурации учеников информации власти о регионе (рынок труда, законотворчество, значимые для региона события, программы развития, социальные проекты и т.д.). Центр гражданского образования обеспечивает по этому направлению методическую, организационную поддержку.

Региональный центр гражданского образования обеспечивает взаимосвязь образовательных учреждений с региональной властью и гражданским обществом Связь ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ означает создание условий для получения учреждениями власти объективной и актуальной информации (данные мониторинга состояния гражданского образования, результаты социологических исследований) для принятия властных решений о вкладах в развитие гражданского образования детей и молодёжи регионе. Центр гражданского образования по этому направлению создаёт условия для разработки, апробации и системного проведения мониторинга состояния гражданского образования в образовательных учреждениях, организации проведения социологических опросов среди учеников, родителей, педагогов и руководителей ОУ.

Региональный центр гражданского образования обеспечивает взаимосвязь образовательных учреждений с региональной властью и гражданским обществом Связь ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ШКОЛА означает создание условий для получения образовательными учреждениями актуальной для развития учеников и объективной информации о событиях, проблемах социума, о возможных местах социальных проектов и практик школьников. Связь ШКОЛА - ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО означает создание условий для получения НКО информации о совместных с ними инициативах, социальных проектах и акциях, в которых заинтересованы школьники и педагоги.