Оценка готовности ребенка при поступлении в школу
Обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Обеспечить «условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования».
ЗАДАЧИ: Определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе. Выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Обеспечить комплексную систему сопровождения адаптационного процесса первоклассника на этапе вхождения в школьную жизнь с максимальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов оказания помощи ребенку.
ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость способность концентрировать внимание улавливать основные связи между явлениями умение воспроизводить образец дифференцированное восприятие (умение выделить фигуру из фона) зрительно-моторная координация речь Личностная зрелость - наличие школьной мотивации - желание занять позицию ученика Эмоциональная зрелость умение регулировать свое поведение; возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание способность к самоконтролю Социальная зрелость потребность и умение общаться способность исполнять роль ученика
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе Общее развитие ребенка, психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы и наличие учебных навыков, полученных до школы. Адаптационные ресурсы ребенка: индивидуальные особенности, здоровье и семья как ресурс школьной успешности ребенка.
Диагностические методики «Рисунок человека» (общее развитие ребенка). «Графический диктант» (сформированность предпосылок учебной деятельности). «Образец и правило» (сформированность предпосылок учебной деятельности). «Первая буква» (овладение навыком вычленения звука в слове).
Рисунок1. Лист для выполнения «Рисунка человека»
Рисунок2. Лист для выполнения «Графического диктанта»
Рисунок3. Листы для выполнения «Образец и правило»
Рисунок4. Лист для методики «Первая буква»
Форма1. «Рисунок человека»
Форма2. «Графический диктант »
Форма3. «Образец и правило»
Форма4. «Первая буква»
График1. Методика «Рисунок человека»
График2. Методика « Графический диктант»
График3. Методика «Образец и правило»
График4. Методика «Первая буква»
Результаты обследования учащегося 1-го класса
Портрет первоклассника 7 лет II группа здоровья Имеет опрятный внешний вид Не очень хорошо управляет своим поведением(трудно усидеть на месте) Выполняет требования учителя Успевает работать в одном темпе с классом Тревожится о школьных делах Хочет учиться Имеет достаточный уровень подготовки по чтению, письму, счету Проходил подготовку к школе Посещавший ДОУ
Портрет семьи Среднее финансовое положение Имеется домашняя библиотека Родители настраивают на отличные оценки Есть «уголок школьника» Мама помогает в приготовлении уроков Мама оказывает поддержку ребенку Уделяли достаточное внимание подготовке к школе Считает важным событием
ВЫВОД Оценка готовности ребенка при поступлении в школу должна не только констатировать уровень его готовности, но и быть составным элементом системы оказания действенной помощи с максимальным использованием имеющихся в школе и семье ресурсов, что обеспечит успешность дальнейшего обучения его в школе.