Что значит современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени
Задачи урока : Обучающий – чему? Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира Воспитывающий – что? Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно- трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность Развивающий – что? Деятельность, мышление, рефлексию
Здоровьесберегающая - качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!»
Задача - забота о здоровье учащихся - определяется следующими причинами: - Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. - Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача. - В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателями рациональной организации учебного процесса являются: - Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; - Нагрузка от дополнительных занятий в школе; - Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п
Внешние признаки усталости ученика: - частая смена позы, - потягивание, - встряхивание руками, - зевота, -закрывание глаз, - подпирание головы, - остановившийся взгляд, - ненужное перекладывание предметов, - разговор с соседом, - увеличение количества ошибок в ответах, - не восприятие вопроса, - задержка с ответом, - частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения - строгая дозировка учебной нагрузки; - построение урока с учетом работоспособности учащихся; - соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); - благоприятный эмоциональный настрой; - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: Мне тогда все понятно, когда интересно. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже.
Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий: ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. не менее трех; чередование видов преподавания не позже чем через минут;
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы: - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); - активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы); физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке их место, содержание и продолжительность. Норма на минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала
В конце урока следует обратить внимание на следующее: плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма не менее 60% и не более 7580% ; момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма не ранее чем через минут в 1-м классе; минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;