Урок – «версия» ( КИМ по подготовке к новой форме ГИА по русскому языку в 9 классе) Учитель: Рахматуллина В.Е. Тема: «Виды работы с текстом» « Прекрасно там, где пребывает милосердие… И если оно однажды проникло к нам в душу, то оно подобно яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью» Конфуций
Педагогическая Показать через содержание данного урока изменение видов и форм контроля, диагностирующих качество языкового образования. 2.Учебные: Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенции учащихся на данном этапе освоения учебного материала; Побудить учащихся задуматься о гуманной модели поведения и взаимоотношения между людьми, способствуя тем самым формированию их нравственной позиции. Цели урока:
Лингвистическая разминка а) Экспресс – опрос (быстрый вопрос-задание – быстрый краткий ответ ) Задание: Выполнить тестовые задания «группы А» с выбором ответа, показав точность понимания исходного текста.
А1. В каком из высказываний содержится главная мысль текста? 1) С человеком случилась беда: упал на улице, сломал нос, вывихнул руку. 2) В ожидании помощи особенно хорошо запоминаются лица людей, проходивших мимо. 3) Главное правило фронтовой жизни – оказание помощи всем, кто в ней нуждался. 4) Пройти мимо чужой беды стало для людей почти чувством привычным. А2. К какому стилю и типу речи относится текст? 1) Разговорный стиль; повествование. 2) Художественный стиль; описание. 3) Публицистический стиль; рассуждение. 4) Научный стиль; описание.
А3. Укажите, в каком значении употреблено слово «милосердие»? 1) Выражение сочувствия, сожаления. 2) Жалость к пострадавшему. 3) Готовность простить. 4) Гуманность, готовность помочь из сострадания. А4. Какое средство речевой выразительности используется в предложениях: «Могли ли меня принять за пьяного?.. Но даже если и принимали за пьяного – они же видели, что я весь в крови…почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?» 1) Гипербола. 2) Антитеза. 3) Риторические вопросы. 4) Эпитеты.
б) «Цифровой диктант» Задание: А мы с вами работаем над текстовыми заданиями из «группы В» с выбором краткого ответа, который нужно записать цифрами в тетради.
В1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте. Язапомнил лица многих людей, проходивших мимо, - видимо, безотчётным вниманием ожидания помощи В2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения. БольБоль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, люди преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. В3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Кое-кто,Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. В4. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения. Вцентре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
Диалог с текстом а) «Расшифровка» текста – 1группа Задание: «расшифровать» текст эпиграфа нашего урока, т.е. извлечь из него всё, что хотел сказать великий китайский мудрец Конфуций. б) Компрессия мини-текста - 2 группа (1 абзац) б) Компрессия мини-текста - 2 группа (1 абзац) Задание: 1. Выделить основную и второстепенную информацию. 2. Записать микротему. 3. Компрессировать текст. 4.Указать приёмы компрессии, использованных вами.
Условия «расшифровки» текста: Определить смысловую нагрузку каждого слова, словосочетания, предложения; Определить смысловую нагрузку каждого слова, словосочетания, предложения; «Вычерпать» полную смысловую информацию из каждого слова, словосочетания, предложения; «Вычерпать» полную смысловую информацию из каждого слова, словосочетания, предложения; Нельзя придумывать ничего того, что невозможно узнать из предложения; Нельзя придумывать ничего того, что невозможно узнать из предложения; Весь материал, который вам удалось выявить, следует изложить в виде связного текста. Весь материал, который вам удалось выявить, следует изложить в виде связного текста. Приёмы сжатого воспроизведения текста: Сокращение отдельных членов предложения; Сокращение отдельных членов предложения; Сокращение однородных членов предложения; Сокращение однородных членов предложения; Образование сложного предложения слиянием двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; Образование сложного предложения слиянием двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; Разбивка сложного предложения на сокращённые простые; Разбивка сложного предложения на сокращённые простые; Перевод прямой речи в косвенную; Перевод прямой речи в косвенную; Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. ПОМНИТЕ!
В1. Из предложения 27 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В2. Замените слово «оглашать» из предложения 27 нейтральным стилистическим синонимом и запишите его. В3. Напишите количество грамматических основ в предложении 26 В4. Замените в предложении 35 словосочетание « фронтовая жизнь», построенное на основе связи «согласование», синонимичным словосочетанием со связью «управление», запишите его В5. Из предложений 4-6 выпишите номер предложения с однородными членами. В6. Из предложений найдите и выпишите одиночное деепричастие. б) «Тестовый контроль» (задания группы В, требующие краткий открытый ответ)
Творческие эскизы (задание дифференцированное): Творческие эскизы (задание дифференцированное): 1.(для «сильных» уч-ся) Написать творческий эскиз - ответ на вопрос Д.Гранина: «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу?» 2. (для «остальных» уч-ся) - карточки Предлагаю вам доработать заготовку эскиза-ответа на вопрос «В чём я вижу причины снижения нашей отзывчивости по отношению к окружающим нас людям?»
Карточка – заготовка с творческим заданием: Карточка – заготовка с творческим заданием: Задание: вставить в текст на карточках подходящие по смыслу слова и словосочетания. Мне кажется, что причина « снижения нашей отзывчивости» в том, что люди думают в первую очередь о…, а уж потом о…. Для них единственным смыслом в жизни становится добыча…. Такая позиция, конечно, …, но изменить её быстро нельзя. Ещё одна причина «вымирания» … в том, что утрачены вековые традиции воспитания родителями в детях …, …. И если каждый будет … относиться к окружающим людям, … друг другу, тогда все будут … !
Поэтический этюд Людской душе необходимо Иметь могучий, яркий свет, Чтоб милосердным быть со всеми На протяженье многих лет. И пусть твердят, что это чувство Неактуальное давно. Нет прав у нас так равнодушно Взирать на окружающее зло. А чтоб любовь и состраданье Теплом согрели нам сердца, Я вас прошу без назиданья Сочувствовать и верить людям до конца! Рахматуллина В.Е.
Домашнее задание: «Милосердие» в словаре даётся как « устар.», т.е. устаревшее понятие. Слова стареют неслучайно. «Милосердие. Что оно – немодно? Не нужно?» Напишите небольшое по объёму (50 слов) сочинение – рассуждение на данную тему. Выразите свою позицию по ней, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Можно использовать информацию с нашего урока.