«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Содержание 1.НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБРАЗОВАНИЯ. 2.ПОНЯТИЕ «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». 3.ИННОВАЦИОННОСТЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: ГРУППЫ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ; УРОВНЕВОСТЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ; БОЛЕЕ ШИРОКИЙ СПЕКТР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. 3. ВЫВОДЫ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться «….современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться ». А.А.Фурсенко «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст ФГОС ООО: Основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Текст Примерной ООП ООО: Целевой раздел Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Текст Примерной ООП ООО: Содержательный раздел Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО и ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст Примерной ООП ООО Обобщённая форма (все группы пользователей) Технологическая форма (педагоги, учащиеся, родители Текст ФГОС ООО
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу основной образовательной программы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в соответствии с системно- деятельностным подходом их содержание описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ дают представление о том, какими именно действиями овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса: личностными; познавательными; регулятивными; коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ три группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Устанавливают и описывают классы учебно-познавательных и учебно- практических задач, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе – государственную итоговую аттестацию выпускников. НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровневость планируемых результатов опорныйучебныйматериал дополнение расширение углубление пропедевтика актуальные: исполнительская компетентность перспективные: зона ближайшего развития
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - - В Программах по учебным предметам - Двух междисциплинарных учебных программ: «Работа с текстом»; «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся»; ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - В Программах по учебным предметам - Четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий»; «Формирование ИКТ- компетентности»; «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»; «Основы смыслового чтения и работа с текстом» -
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ Представлены в блоках: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ Планируемые результаты блока «Выпускник научится» - предполагают освоение учебных действий с опорным учебным материалом. Они должны и могут быть освоены подавляющим большинством учащихся. Их освоение проверяется с помощью заданий базового уровня (действия зоны ближайшего развития учащегося) и с помощью заданий повышенного уровня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» - предполагают освоение учебных действий, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала (или выступающих как пропедевтика). Этот уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные способные и мотивированные учащиеся. Эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний: -Первичному ознакомлению, от работке и осознанию теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; -Выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов; -Выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3. Учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка решения проблем - проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4. Учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка сотрудничества, требующие совместной работы с разделением ответственности за конечный результат
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5. Учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка развёрнутой коммуникации, требующие создания письменного или устного текста-высказывания
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания (планирование, выполнение, контроль)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка рефлексии, наделяющие учащихся функциями анализа собственной учебной деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8. Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка ценностно-смысловых установок, требующие от учащихся выражения ценностных суждений или своей позиции по обсуждаемой проблеме
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9. Учебно- познавательные и учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка ИКТ- компетентности
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО Уровневость описания обобщённая форма, технологическая форма; Группы результатов личностные, метапредметные, предметные Виды действий личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные; Типология задач учебно-познавательные и учебно- практические; Принцип уровневости содержания опорный, повышенный.
РАЗЛИЧИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО Больший объем содержания; Шире спектр учебно-познавательных и учебно-практических задач; Месторасположение в структуре основной образовательной программы
Спасибо за внимание! Институт стратегических исследований в образовании Копотева Г.Л. 8(499)